Обратная связь
|
Мотивации трудовой деятельности
| | | | | | | | | |
|
| качественные и количественные характеристики, которым должен, по мнению работника, удовлетворять будущий реч| зультат его деятельности. В итоге формируется потребность^ достижений, т. е. предрасположенность к принятию в бу; дущей деятельности максимально высокого личного уровз исполнения. Чем выше потребность достижений, тем бол< сложный уровень работы осуществляет личность. Потреб* ность достижений выступает центральным психически^ регулятором профессиональной деятельности и стержнец* внутренней мотивации. Потребность достижений формируй ется в зависимости от привлекательности цели деятельное-ти. Цель — это представление о будущем результате, о том, что должно быть получено. Однако в виде цели может выступать лишь желаемый результат, в силу своей желаемоста, они приобретает мотивирующий характер. Привлекатель-4 ность цели может быть внутренней, в силу привлекательно^ сти результата самого по себе, и внешней, когда результат привлекателен своими последствиями.
В процессуальныхтеориях раскрывается, по каким закономерностям организовано мотивированное поведение с учетом взаимодействия мотива с другими процессами восприятием, познанием, коммуникацией. Поведение и де? ятельность человека определяются не только мотивами, н< и тем, как воспринимает, понимает и прогнозирует чело* век ситуацию, какой тип поведения избирает. Примерам] /^7ч^сР°ЦессУальных теорий служат концепции валентное?
i — инструментальности — ожидания (ВИО). Всетеории имеют связь с концепцией мотивацией достижений^ Эти подходы были объединены в расширенной модели тиваций — теории ожидания. Основополагающим в теориз ожидания является понятие ожидания (О). Ожидание — э* субъективная вероятность успеха перспектив достижение личностью поставленной цели.Согласно данной теории, решение человека заняться определенной деятельность] или нет является функцией субъективной оценки верояг ности достижения цели и валентности результата деятелз ности.
Валентность (В) — это приписывание человеком опред< ленной привлекательности результатам и последствия] своей деятельности.Эта привлекательность и является о; ним из побудителей деятельности. Сама деятельность tj
же обладает валентностью. Привлекательность сама по себе еще не обеспечивает трудовую активность. Необходима оценка своих возможностей в достижении желаемого результата. Раскрытие механизма такой оценки осуществляется через понятие инструментальности (И). Инструментальность определяется как вероятность того, что выполнение задания именно этим способом и в таких условиях приведетк определенным последствиям.Инструментальность может принимать значение от +1,0 до -1,0. Это означает, что результат деятельности может приводить к некоторым последствиям с определенной вероятностью, однако тот же самый результат может означать невозможность каких-либо последствий или быть нейтральным по отношению к ним. Оценка вероятности того, что результат приведет именно к этим последствиям, является третьим фактором формирования мотивации. Таким образом, возможный уровень мотивированности (М) на определенную деятельность можно оценить по формуле: М = ИхОхВ. Данная теория получила широкое распространение в трудовой деятельности и особенно в практике управления.
Другая широкоизвестная теория из группы процессуальных — это теория справедливости. Сущность этой теории заключается в том, что наибольшая мотивационная сила будет у субъективно справедливого вознаграждения. Индивид постоянно стремится быть в равновесии с социальным окружением, т. е. в системе справедливости. Для этого индивид постоянно сравнивает два отношения: отношение между собственным усилием в работе и результатом (например вознаграждением); отношение между усилиями других и их результатами. Сходство этих отношений рождает чувство справедливости, а несходство — чувство несправедливости. Если субъективно отношение оценивается как непосредственное, то работник уменьшает свою активность. Если работник осознает, что его вознаграждение больше, чем за аналогичную работу у другого, то его активность не обязательно увеличивается. В первом случае мотивация снижается, во втором — остается на старом уровне.
Одна из базовых проблем в психологии труда — как сформировать у работника такую мотивацию, которая приведет именно к этим, а не другим моделям поведения субъекта. Задача формирования адекватных мотивационных влияний
|
|