Обратная связь
|
Понятие коллективного субъекта профессиональной деятельности
пой при внутреннем несогласии) и одобрения (полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению).
Приблизительно в то же время исследователи заинтересовались случаями, в которых поведение группы, совместные поступки ее членов противоречили этическим принципам или представлениям о «нормальности», которые были свойственны членам данной группы в случае индивидуального поведения (наглядный пример — поведение болельщиг ков на стадионах). Данное явление было обозначено как де-индивидуализация ■*— утрата самоосознания и боязни оценки, возникающая в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность' и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Проявления деиндивидуализацйй не обязательно негативны. Все зависит от «знака» ситуации. Так, условие анонимности может позволить опытным работникам проявить большее участие в профессионализации на- 4 чинающего молодого специалиста. Таким образом, деинди-видуализация выражается в возрастании восприимчивости непосредственно к ситуации, а уже от характера ситуации зависит, будет процесс деиидивидуал:изации разрушительным или конструктивным,
В начала 1960-х гг. впервые был описан феномен сдвига риска. Было зафиксировано, что группа дает более рискованный совет, чем те советы, которые давали члены группы индивидуально, до обсуждения в ней. Однако и этот феномен не был однозначен: обнаружилось, что при некоторых уело-' виях решение группы менее рискованно. Эти два противоречивых на первый взгляд результата объединяет феномен групповой поляризации. Обсуждение в группе усиливает изначальные установки ее *£ленов, как более рискованные, так и менее рискованные ♦ Данный феномен проявляется не только при принятии рискованных решений, а в любой ситуации, требующей обсуждения и выработки группового мнения. Итак, групповая поляризация — вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
Феномен огруппления мышления хронологически был описан позже остальных (начало 1970-х гг.), но именно в йем группа выступает как единое целое в наибольшей степени. Огруппление мышления — режим мышления,
возникающий у людей в том случае, когда поиски устраивающей всех точки зрения становятся настолько доминирующими, что группа склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия. То есть группе настолько важно самосохраниться, что все представляющее хоть какую-то угрозу для группового единства считается негативным. Огруппление мышления наблюдается в группах с высокой степенью сплоченности; в группах, которые подчинены директивному лидеру; в группах, которые стремятся к самоизоляции, к противопоставлению себя другим группам. Не всегда огруппление мышления приводит к отрицательным последствиям. Однако на практике психологц, занимающиеся управленческим консалтингом, отмечают его пагубное влияние на показатели деятельности организации. Поэтому разнообразны специальные рекомендации по преодолению феномена огруппления мышления для руководителей.
Также сравнительно недавно был описан феномен, названный исследователями социальной леностью. Когда индивид действует один и группа за ним лишь наблюдает, он чаще улучшает показатели своей деятельности (социальная фаси-литация)* Когда же люди действуют вместе, их усилия складываются, а ответственность распределяется между всеми, обычно прилагается меньше усилий. Социальная леность — тенденция участников совместной деятельности прилагать меньше усилий к выполнению задания, если результат не повлияет на индивидуальную оценку, а ответственность будет распространяться на всю группу. Данный феномен был обнаружен в результате наблюдения за командами, перетягивающими канат, и классами, продававшими конфеты для оплаты экскурсии. Специально организованный эксперимент (измерялось усилие, прикладываемое при индивидуальном и якобы совместном перетягивании каната) подтвердил: действуя в одиночку, человек отдает больше сил, чем тогда, когда думает, что за ним стоит группа.
Все известные примеры описания феномена социальной лености были получены при выполнении группой сравнительно простых заданий (перетягивание каната, работа на велотрё'нажере), возможно, изменение степени значимости, характера задания приведет к прямо противоположным явлениям. В исследованиях отечественных психологов, про-
Г -Г
|
|