Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЫКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Развитие личности профессионала


 


водившихся в 1960—1970 гг, й позже, было показано, перцептивные, мнемические, мыслительные задачи решаю' ся группой эффективнее.

Литература \

Андреева DM. Социальная психология. — М., 1996. а

Донцов АЛ. Психологии коллектива. ~М., 1984. s

Журавлев АЛ. Психологические особенности коллективного субъек­та. / Проблема субъекта в психологической науке. Отв. ред. Брушлин-j скийА.В. идр, — М., 2000.

Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. —М., 1998.

Кричевскйй РЛ„ ДубовскаяЕМ. Психология малой группы. — 1991.

Ломов В.Ф. Особенности познавательных процессов, в условиях общ< ния. //Психологическийжурнал, 1980. Т. 1. № 5.

МайерсД. Социальная психология. — СПб., 2000.

Промышленная социальная психология. / Под ред. Е.С. Кузьмина»
А.Л. Свенцицкого. — Л., 1982. м

СвенцицкийАЛ. Психология управления организации. — СПб., 199&

Совместная деятельность: методология, теория, практика. Отв. Журавлев А.Л. и др.■— М., 1988.

Вопросы для самопроверки

1 1. Какие характеристики коллективного субъекта трудовой деятель­ности отличают его от других общностей?

Что такое формальная и неформальная структура группы?

3. Перечислите основные стадии, которые проходит группа в своэз
развитии.

4. Можно ли прогнозировать успешность групповой работы толью
на основании индивидуальных характеристик участников совместной д<
ятельностй?

5. Опираясь на собственный опыт, приведите примеры проявление
известных вам групповых феноменов в трудовой деятельности.

Темы рефератов

Межгрупповые отношения в процессе трудовой деятельности.

Коллективный субъект совместной управленческой деятельности.



3. Групповые нормы и ценности как регуляторы совместной труд^
вой деятельности.

Критерии отбора и комплектования малой рабочей группы.

Совместимость и срабатываемость членов трудового коллектива.


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Процесс превращения личностив профессионала полу­чил в отечественной психологии название профессионали­зации.Она представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре основных стадии профессионализации:

1. Поиск и выбор профессии.

2. Освоение профессии.

3. Социальную и профессиональную адаптацию.

4. Выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих ме­ханизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия.

Профессиональное развитие является неотъемлемой час­тью профессионализации личности. Начинается оно на ста­дии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самосто­ятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфичес­кую форму и содержание.

Профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Это означает, что человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, раз­вивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное ее воздействие, которое приводит к появле­нию разного рода деформаций и состояний,, снижающих не только его профессиональные успехи, но проявляющихся негативно и в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального

Становления личности

Данная стадия становления профессионала, прежде все­го, связана с формированием мотивов профессиональной


Глава 3, ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_______ ___________________________________________________ ,

деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков.

Формирование мотивов профессиональной деятельнос­ти.Традиционно в психологии под мотивом понимают внут­ренние побуждения человека к деятельности. Мотивами де-. ятельности могут выступать потребности человека, его стремления, установки, интересы и т. п.

Профессиональная мотивация представляет собой систему^ внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активу ность человека, направляют ее на достижение профессиов ных целей и регулируют структуру и функции деятельности J Профессиональная деятельность является тем фокусом чело* веческой жизни, где удовлетворяются все потребности, но! способы их удовлетворения могут быть различными.

Формирование мотивации профессиональной деятельн6« сти осуществляется в двух направлениях: в превращёниз общих мотивов личности в профессиональные и в изменение системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направлю ния заключается в том, что в ходе профессионального раз­вития потребности человека находят свой предмет в профес* сиональной деятельности. Общая мотивация человек; наполняется профессиональным содержанием. Личност] примеряет требования профессии на систему мотивов и оцё* нивает профессию с точки зрения возможности удовлетв< рения в ней все большего числа своих потребностей. Чез больше возможностей предоставляет профессия для удовл< ворения потребностей и интересов человека, тем выше ei включенность в профессиональную деятельность. Наивы< шеи эффективности в трудовой деятельности человек досг гает тогда, когда профессия приобретает смысл для личной ти.Смыслопределяется личностной значимостью пррфесс] для человека, пристрастным, л ичностно опосредованным ношением к труду. Для достижения успехов в профессий нальной деятельности человек должен уметь видеть все нов] смыслы профессии для себя. Отсутствие такой способное приводит к потере смысла работы, падению эффвктивнс деятельности и удовлетворенности трудом при малейших тру; ностях.

Другое направление формирования мотивов субъекта cbj зано с изменением мотивации на разных этапах профессии






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.