Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЫКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие личности профессионала
водившихся в 1960—1970 гг, й позже, было показано, перцептивные, мнемические, мыслительные задачи решаю' ся группой эффективнее.
Литература \
Андреева DM. Социальная психология. — М., 1996. а
Донцов АЛ. Психологии коллектива. ~М., 1984. s
Журавлев АЛ. Психологические особенности коллективного субъекта. / Проблема субъекта в психологической науке. Отв. ред. Брушлин-j скийА.В. идр, — М., 2000.
Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. —М., 1998.
Кричевскйй РЛ„ ДубовскаяЕМ. Психология малой группы. — 1991.
Ломов В.Ф. Особенности познавательных процессов, в условиях общ< ния. //Психологическийжурнал, 1980. Т. 1. № 5.
МайерсД. Социальная психология. — СПб., 2000.
Промышленная социальная психология. / Под ред. Е.С. Кузьмина» А.Л. Свенцицкого. — Л., 1982. м
СвенцицкийАЛ. Психология управления организации. — СПб., 199&
Совместная деятельность: методология, теория, практика. Отв. Журавлев А.Л. и др.■— М., 1988.
Вопросы для самопроверки
1 1. Какие характеристики коллективного субъекта трудовой деятельности отличают его от других общностей?
Что такое формальная и неформальная структура группы?
3. Перечислите основные стадии, которые проходит группа в своэз развитии.
4. Можно ли прогнозировать успешность групповой работы толью на основании индивидуальных характеристик участников совместной д< ятельностй?
5. Опираясь на собственный опыт, приведите примеры проявление известных вам групповых феноменов в трудовой деятельности.
\Щ
Темы рефератов
Межгрупповые отношения в процессе трудовой деятельности.
Коллективный субъект совместной управленческой деятельности.
3. Групповые нормы и ценности как регуляторы совместной труд^ вой деятельности.
Критерии отбора и комплектования малой рабочей группы.
Совместимость и срабатываемость членов трудового коллектива.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
Процесс превращения личностив профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации.Она представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре основных стадии профессионализации:
1. Поиск и выбор профессии.
2. Освоение профессии.
3. Социальную и профессиональную адаптацию.
4. Выполнение профессиональной деятельности.
На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия.
Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.
Профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Это означает, что человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное ее воздействие, которое приводит к появлению разного рода деформаций и состояний,, снижающих не только его профессиональные успехи, но проявляющихся негативно и в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития.
Прогрессивная стадия профессионального
Становления личности
Данная стадия становления профессионала, прежде всего, связана с формированием мотивов профессиональной
Глава 3, ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_______ ___________________________________________________ ,
деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков.
Формирование мотивов профессиональной деятельности.Традиционно в психологии под мотивом понимают внутренние побуждения человека к деятельности. Мотивами де-. ятельности могут выступать потребности человека, его стремления, установки, интересы и т. п.
Профессиональная мотивация представляет собой систему^ внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активу ность человека, направляют ее на достижение профессиов ных целей и регулируют структуру и функции деятельности J Профессиональная деятельность является тем фокусом чело* веческой жизни, где удовлетворяются все потребности, но! способы их удовлетворения могут быть различными.
Формирование мотивации профессиональной деятельн6« сти осуществляется в двух направлениях: в превращёниз общих мотивов личности в профессиональные и в изменение системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направлю ния заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профес* сиональной деятельности. Общая мотивация человек; наполняется профессиональным содержанием. Личност] примеряет требования профессии на систему мотивов и оцё* нивает профессию с точки зрения возможности удовлетв< рения в ней все большего числа своих потребностей. Чез больше возможностей предоставляет профессия для удовл< ворения потребностей и интересов человека, тем выше ei включенность в профессиональную деятельность. Наивы< шеи эффективности в трудовой деятельности человек досг гает тогда, когда профессия приобретает смысл для личной ти.Смыслопределяется личностной значимостью пррфесс] для человека, пристрастным, л ичностно опосредованным ношением к труду. Для достижения успехов в профессий нальной деятельности человек должен уметь видеть все нов] смыслы профессии для себя. Отсутствие такой способное приводит к потере смысла работы, падению эффвктивнс деятельности и удовлетворенности трудом при малейших тру; ностях.
Другое направление формирования мотивов субъекта cbj зано с изменением мотивации на разных этапах профессии
|