Обратная связь
|
Развитие личности профессионала
жается человеком на двух уровнях. На первом (дознаватель ном) уровне человек использует всю информацию, котор известна ему о ситуации, а также понятна и доступна, втором (регулятивном) уровне человек сосредоточивает ев внимание только на той информации, которую он будет н посредственно использовать в деятельности для управление ей. Поэтому регулятивная структура ПОПД меньше по ев му количественному составу познавательной. Анализ дин мики обеих структур ЦОПД позволил выделить ряд ее з номерностей в процессе профессионального развития, начальных этапах профессионального становления развит обоих структур совпадает, наблюдается значительный их количественного состава. Затем, начиная с определенн го этапа профессионализации, их динамика перестает совп дать. Познавательная структура продолжает увеличива ся, а регулятивная начинает уменьшаться.
Формирование познавательных структур в процессе п фессионального развития связано не только с со держан ем деятельности и той информационной основой, котор способствует ее выполнению. Другим аспектом этого п цесса является формирование представления о личное профессионала, а именно, тех психологических характе стик, которые в наибольшей степени обеспечивают успе ность выполнения им своих профессиональных обязанн тей. Формирование адекватного представления о лично профессионала способствует осознанию своего места в с учетом своих достоинств и недостатков, что в коне итоге ведет к успешному овладению профессией. Иссл вания показывают, что в процессе профессионализа происходит перестройка представлений о личностных бенностях профессионала в направлении наполнения личности профессиональным содержанием. Например, следование динамики представлений о ряде профессий казывает, что по мере профессионального становления л ности происходит смещение акцента с общечеловеческ морально-нравственных качеств в сторону профессион ных и организаторских характеристик. Решающую р в формировании адекватного представления о профес играет содержание профессионального обучения, в час сти, соотношение между теоретической и практической частью.
Формирование профессионально важных качеств личности. В психологической литературе под профессионально важными качествами (ПВК) понимают любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения. В контексте нашего изложения профессионально важные качества — это профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности.
Профессиональные способности формируются на основе общих способностей человека, в качестве которых выступают сенсорные, перцептивные, мнемические, психомоторные и другие функции. Иными словами, профессиональные способности— это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (тремор рук, координация движений рук иjjpr, сенсомоторная координация и т. п.), включенные в процесс деятельности и обеспечивающие ее эффективность. Основной вопрос формирования профессиональных способностей — это вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на него является концепция функциональных и операционных механизмов, обеспечивающих развитие любой психической функции. Под функциональными механизмами понимается та нейрофизиологическая основа, которая закладывается генетичеекц щ составляет природную основу человека. Так, для процессов восприятия такой основой будет состояние нервной системы человека и его органов чувств. Операционные механизмы над-стравддются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта. Для каждой психической функции (памяти, восприятия, мышления) формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий. Операционные механизмы являются более подвижными, и именно они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессионализации. Механизмом этого процесса является
|
|