Обратная связь
|
Развитие личности профессионала связанных с активностью, творчеством, духовным удовлетворением. В частности, у следователей наблюдается низкий уровень стремлений к повышению своего образования, нежелание вносить элементы творчества в профессиональную жизнь. В сфере увлечений основной ценностью является пассивный отдых, отсутствие желания найти себе хобби, открывающие возможности для творчества. -
Проявление профессиональной деформации в познавательной сфере. Профессиональная деформация знаний может быть также результатом глубокой специализации в какой-либо профессиональной сфере. Человек ограничивает сферу своих познаний только теми, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях.
Другой формой проявления этого феномена является формирование профессиональных стереотипов и установок. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется и в упрощенном подходе к решению прб-бледо, к созданию представления о том, что данный уровень знаний может обеспечить успешность деятельности. В ряде профессий эти стереотипы очень опасны, например, в профессии следователя подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости, к обвинительной направленности в следственной деятельности. Этот феномен получил название обвинительный уклон и представляет собой неосознаваемую установку на человека, чья вина еще не доказана, как на лицо, определенно совершившее преступление. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами.
Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут мешать освоению новых профессий. В частности, исследования, проведенные авторами, показали, что наличие старых стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специальность медицинского психолога, к новой профессии и влияет на представление о ней. Представления о профессии психолога у
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|10. Раните яичное™ профессионала
представителей медицинской и педагогической сфер и у псц( хологов, имеющих базовое образование и успешно работ; щих в своей области, имеют отличия в отнесенности ря; качеств профессии психолога к разным сферам. Так, об* группы выделяют такие качества, как умедие расположив к себе людей, доброжелательность, внимательность к людям, Однако если психологи относят эти качества в разряд про-1 фессиональной компетенции, то врачи и учителя этого н< делают. Причиной этого может быть перенос старых моде*я лей на новые условия. В традиционной медицине (и педагог гике) существует образ врача (педагога) как профессион; манипулятора, включающий такие характеристики, ка} доминирование, авторитарность, требовательность! управление поведением пациента или ученика. В противо^ положность врачам и педагогам, психологи соответствуй ющих специализаций строят свой образ в контексте психам логически ориентированной модели.
Профессиональная деформация личностных характеристик.Уровень профессиональной деформации личностных; особенностей изучен несколько хуже. Сформированные псщ| влиянием той или иной профессии личностные особейноста^ существенно затрудняют взаимодействие человека в социу^ ме, особенно в непрофессиональной деятельности. В частно* сти, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция оправдана в школе, то в сфере межличностных отношений она раздражает людей. Для учителей также характерец упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления.
Профессиональная деформация личностных особенностей % также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения про^ фессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на непрофессиональную сферу жизни субъекта. Напри* мер, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием, поэтому у него может выработать? ся повышенная критичность и излишняя бдительность^ Дальнейшее развитие этих черт может привести к росту чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом че-
ловеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространяется и на семейные и бытовые отношения.
Деформация одних личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Так, у работников исправительно-трудовых учреждений под влиянием профессии формируются специфические личностные особенности: ригидность поведения и познавательной сферы, сужение круга интересов и общения. Деформация указанных характеристик сопровождается яркой выраженностью таких личностных черт, как аккуратность, пунктуальность, добросовестность. 1£роме того, разные психологические структуры в разной степени подвержены деформации. Согласно имеющимся у авторов данным, эмоционально-мотивацион-ная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик.
Феномен психического выгорания.Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития;, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности.
Основные характеристики феномена психического выгорания:.
1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собствен-
ной$>аботой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение
к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.
ф
Глава 3. ПСИХОЛОГИ* СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание не* успеха в ней.
2. Данный феномен является профессиональным. В ка кой-то степени он отражает специфику той профессиональ ной сферы, в которой был впервые обнаружен: работу с людь* ми и оказание им помощи. Особенно это касается второго его компонента. Вместе с тем, исследования последних лет по зволили существенно расширить сферу его распространения^ включив профессии, не связанные с социальной сферой.
3. Психическое выгорание оказывает отрицательно воз действие на все стороны личности и ее поведение, снижая в конечном итоге эффективность профессиональной деятель ности и удовлетворенность трудом.
4. Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только оп ределенным образом затормозить этот процесс. Исследова ния показывают, что кратковременный отход от труда вре менно снимает действие этого феномена, однако после возобновления профессиональных обязанностей он полное-* тью восстанавливается.
В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три больших категории в зависимости от источника его возникновения.
Представители интерперсональных подходов усматривают традиционную причину выгорания в асимметрии отношений между работниками и клиентами, что подчеркивает важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания. В частности, К. Маслак считает, что основной причиной выгорания являются напряженные отношения между клиентами и работниками. Психологическая опасность таких взаимоотношений заключается в том, что профессионалы имеют дело с людскими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд, который тяжким бременем ложится на их плечи.
Среди индивидуальных подходов наиболее популярным является экзистенциальный подход, основным представителем которого является А. Пайнс. По ее мнению, выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников соци-
(10. Разметив личности профессионала
альной сферы с высоким уровнем притязаний. Когда высоко-мотивированные специалисты, отождествляющие себя со своей работой и считающие ее высокозначимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорание.
Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию.
В отличие от вышеназванных подходов, организационный подход фокусирует свое внимание на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. К таким факторам относят: большой объем работы, и прежде всего ее рутинный компонент; суженную область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и некоторые другие.
Выгорание представляет собой самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия).
Хотя некоторые исследователи склонны рассматривать психическое выгорание как длительный рабочий стресс, переживание воздействия стрессовых факторов, большинство сходятся во мнении, что стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные феномены. Соотношение между выгорание^ и стрессом может быть рассмотрено с позиций временного фактора и успешности адап* тации. Различие между стрессом и выгоранием кроется, прежде всего, в длительности этого процесса. Выгорание представляет собой длительный, растянутый во времени рабочий стресс. С точки зрения Г, Селье, стресс представляет; собой адаптивный синдром, который мобилизует все стрро-i ны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации. Другое отличие стресса и выгорания — степень их распространенности. В то время как стресс может испытывать каждый, выгорание является прерогативой людей, имеющих высокий уровень достижений. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, а также ситуации на работе), выгорание очень часто проявляется при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно рабо-
•;д
ГшаЗ. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕШ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________
тать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.
Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгоранием, однако последний можно считать относительно самостоятельным феноменом.
Основное различие между выгоранием и утомлением в том, что в последнем случае человек может быстро восстановиться, а в первом — нет. Анализ субъективных ощущений людей, испытывающих синдром выгорания, показывает, что они хотя и чувствуют себя физически истощенными, но описывают это ощущение как существенно отличающееся от нормального физического утомления. Кроме того, утомление как результат физических упражнений может сопровождаться чувством успешности в достижении каких-то целей и с этой точки зрения является положительным опытом. Выгорание же связано с чувство^ неудачи и является негативным опытом.
Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Эти понятия могут тесно коррелировать друг с другом, и довольно трудно найти различия между ними. Г. Фреденбергер указывает, что депрессия всегда сопровождается чувством вины, выгорание — чувством гнева. К сожалению, данный тезис имел только клинические доказательства. Вместе с тем, различия между выгоранием и депрессией обусловлены большей степенью универсальности последней. Если выгорание проявляется только в профессиональной деятельности, то депрессия более глобальна: ее действие видно во всех ситуациях индивида. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения. Что касается связи между депрессией и остальными составляющими психического выгорания, то она просматривается довольно слабо. Следовательно, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий выгорания и депрессии верен лишь отчасти.
Среди факторов, вызывающих выгорание, особое внимание уделяется индивидуальным особенностям личности и социально-демографическим характеристикам, с одной стороны, и факторам рабочей среды, с другой. Среди соццаль-но-демографических характеристик наиболее тесную связь выгоранием обнаруживает возраст.
|
|