Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры Пояснительная записка
Целью данного учебно-методического комплекса (УМК) является обеспечение студентов дневной и заочной форм обучения специальности 1 – 89 01 01 «Туризм и гостеприимство» учебно-методическими и информационными материалами для успешного освоения учебной дисциплины «Теория и история мировой культуры.
Структура учебно-методического комплекса включает в себя следующие элементы:
– типовая учебная программа;
– рабочая учебная программа;
– план-конспект лекционных занятий, включающий схемы, основные положения изучаемой темы, классификации, вопросы для групповой рефлексии на лекции и самостоятельного изучения, а также методический материал по контролю знаний студентов (образцы тестовых заданий);
– план семинарских занятий и методические указания к ним;
– методическое обеспечение самостоятельной управляемой работы студентов;
– список использованной основной и дополнительной литературы;
– программные требования;
– темы эссе, рефератов, творческих работ студентов по темам дисциплины;
– тематика и отдельные темы контрольных работ студентов заочной формы обучения, методические рекомендации по их выполнению;
– описание методического обеспечения дисциплины (презентации, компьютерные программы, материал к визуальным коллоквиумам и пр.);
– рейтинговая система оценки, карта прохождения дисциплины и критерии оценки знаний студентов по учебной дисциплине.
К печатному варианту УМК прилагается диск, содержащий необходимые учебно-методические материалы к изучению учебной дисциплины «Теория и история мировой культуры»: тексты лекций и дополнительный учебный материал по темам дисциплины; презентации, иллюстрирующие лекционный материал, визуальные коллоквиумы; образцы оформления контрольных работ, лучших презентаций и учебных проектов, выполненных студентами, а также карта рейтинговой системы оценки.
план лекционных занятий
Раздел I. Гуманитарные ресурсы в туризме. Культура, культурное наследие и культурно-познавательный туризм
Тема 1. Основные понятия теории культуры (6 часов)
Цель: сформировать представления об основных понятиях теории культуры, обосновать их значимость для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.
Задачи:
1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области теории культуры;
2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении гуманитарных ресурсов и культуры как основы для культурного туризма;
3. Создавать условия для развития познавательного интереса к познанию закономерностей во взаимодействии человека, общества, природы и культуры.
Вопросы к лекционному занятию №1:
Понятие и виды гуманитарных ресурсов. Природа и культура как составляющие гуманитарных ресурсов, взаимодействие между ними.
Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры.
Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ.
Понятие и виды гуманитарных ресурсов
Гуманитарные ресурсы – в прямом переводе – человечные, т.е. присущие высокодуховному существу – человеку продукты его осмысленной, культурной, творческой деятельности, которые составляют основу запасов, или кладези знаний, передаваемых следующим поколениям и являются потенциалом для их (поколений) развития.
Виды гуманитарных ресурсов:
– природа: ландшафты и природные объекты (леса, горы, водоемы, пустыни, пещеры, вулканы); природные явления (северное сияние, белые ночи, снегопад, цветение и пр.); флора и фауна Земли;
– культура (как совокупность всех практик человека): наука и образование; религия и искусство; спорт и физическая культура; социальная работа; информация (СМИ и пр.);
– человек как природный феномен и биологический вид, но сущетсво глубоко социальное и общественное (рис.1.).
Рис.1. Виды гуманитарных ресурсов
Наиболее глобально и глубоко гуманитарные ресурсы представлены в культуре.
Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры
Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как совокупный социально-исторический опыт. Культура хранит, транслирует, генерирует надбиологические программы, которые образуют сложную развивающуюся систему, в которой можно выделить три основных уровня (рис.2.).
Рис. 2 Уровни культуры
Широта и многозначность термина «культура» предполагает наличие множества других смысловых уровней и пластов в его употреблении. Так выделяют три основных значения понятия «культура» (рис.3): в широком смысле – как все, созданное человеком; в промежуточном смысле и в узком смысле – как сфера деятельности учреждений культуры.
Рис.3. Уровни значений понятия «культура»
Категории культуры — это мировоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт, характерный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т.д.
В системе категорий культуры можно выделить два основных блока (рис.4.).
Рис.4. Два блока категорий культуры
Культуру определяют также как некую систему знаков и символов, необходимую человечеству для сохранения и трансляции накопленного опыта (рис.5).
Рис.5. Культура как социокод человечества
|