И-ишшвв в раздрчных сфера гошцввиюнига вривцаасма исход выборов. Поэтому планирование будущей политической кампании рекомендуется начинать с оценки финансовых возможностей кандидата, его команды, а также лоббистских групп, оказавших ему поддержку. Ведущий российский специалист в области политического маркетинга Ф. Ильясов предлагает следующие факторы отличия предвыборных ситуаций [5, с. 179.]:
• уровень выборов (федеральные, региональные, местные);
• объект выборов (президент, губернатор, мэр, депутаты);
• субъект выборов (настроения избирателей, региональные социально-психологические, культурные и иные особенности).
Сбор средств в предвыборный фонд кандидата происходит двумя основными способами. Первый — это когда некая (финансовая, промышленная, региональная и др.) группа хочет иметь своего ставленника в роли депутата, губернатора, мэра, президента, чтобы он лоббировал ее интересы в новом статусе. При таком варианте группа может либо предлагать уже известному политическому деятелю «спонсорские услуги», в обмен на политическую поддержку, либо выдвигать и «раскручивать» человека из своей среды или близкого к ней. В другом случае политический деятель сам обращается за спонсорской поддержкой к представителям капитала, мотивируя свое обращение общей идеологической платформой, обещанием политической поддержки и т. д. [5, с. 176—177].
После получения финансовых средств необходимо обеспечить их эффективное распределение, чтобы масштабные расходы, обеспечивающие мощные информационные волны, не навредили имиджу кандидата. Согласно результатам анализа затрат на проведение избирательных кампаний в Конгресс США и Госдуму России, проведенного политтехнологом Ф. Ильясовым, удельный вес расходов на «исследования и консультации» в США почти в два раза больше, чем в России. Выработка хорошей концепции избирательной кампании американским политикам кажется гораздо важнее, нежели российским. Также американские кандидаты на PR тратят на 10% больше, чем их
Кондратьев Э. В. и др.
I _____________________________________ Гаава 14
российские коллеги. Зато в России расходы на работу штаба избирательной кампании в полтора раза больше, чем в США, и составляют почти половину бюджета, тогда как в США — менее одной трети. Таким образом, в России экономят на исследованиях и консультациях, на рекламе и PR, но не жалеют денег на работу штаба, то есть бюрократов от выборов [5, с. 179].
После получения денег начинается другой важный этап организации предвыборной кампании — определение предвыборной стратегии кандидата. Выделяют следующие, наиболее распространенные стратегии-ориентации [3, с. 226—227].
Ориентация на избирателя — выбор избирательного сегмента, поддержкой которого стремится заручиться кандидат в депутаты. Такая ориентация важна в случае, если предпочтения избирателей определяются в значительной мере их возрастом, этнической и профессиональной принадлежностью, тендером1 и др. Кандидату в депутаты необходимо соответствовать характеристикам своих избирателей — например, молодому человеку будет трудно рассчитывать на поддержку пенсионеров.
Ориентация на разработку предвыборной программы, которую может поддержать большая часть избирателей, выбирается, когда большинство избирателей, относящиеся к тому же возрастному сегменту, что и кандидат, акцентируют внимание не на возрасте кандидата, а на каких-то иных его характеристиках. В этом случае выбираются общие для этих избирательных сегментов проблемы, а характеристики кандидата рассматриваются как вспомогательные. Избиратели проголосуют в силу близости им программы кандидата, а не наличия общих с ними личностных характеристик.
Ориентация на конкурентов применяется, когда очевидны фавориты избирательной кампании и избиратель невольно сравнивает с ними других кандидатов. Здесь важно показать лучшие качества своего кандидата по сравнению с его соперниками и завуалировать те качества, в которых он им проигрывает, чтобы сложи-
1 Тендер (англ. gender) — социальная роль мужчин и женщин вне зависимости от физиологического контекста. Понятие «гендер» подчеркивает, что мужские и женские роли в обществе конструируются и определяются социально.
Пшттгк в развита сфера итцтиниа врасюрисюн
лось представление, что кандидат не хуже, а лучше известных конкурентов. Так, например, во время президентских выборов в России в 1996 году программа «Время» постоянно подчеркивала негативные характеристики конкурентов Б. Ельцина, обращая внимание зрителей то на разногласия в стане Зюганова, то на профессию Федорова, то на излишнюю простоту Лебедя.
Часто применяется ориентация на технологию проведения выборов — использование наиболее эффективных приемов избирательной кампании (СМИ, концерты и пр.). В этом случае предвыборная кампания кандидата требует значительных затрат и наличия собственных средств, коммуникаций, профессиональной команды.
Реже используется ориентация на создание особого имиджа. В этом случае подчеркиваются личные качества кандидата, наиболее высоко оцениваемые избирателям (например, имидж бессребреника, провозглашающего: «В Государственную думу — без копейки денег!»).
После формирования стратегии необходимо определить средства доведения до избирателей желаемой информации о кандидате в депутаты: организация личных встреч с избирателями, выпуск листовок, программных брошюр, рекламной продукции в виде календарей, буклетов, плакатов, проведение предвыборных дискуссий, выступления с концертами (организация концертов), выпуск рекламных газет, публикации в прессе, выступления на телевидении, радио, в сети Интернет и т. п.
Американцы установили следующую закономерность, идущую от избирательной кампании Р. Никсона |12, с. 417]: поскольку в условиях современного общества избиратель не имеет личностного контакта с кандидатом, он реагирует на его телевизионную картинку. Поэтому все усилия затрачиваются на то, чтобы эта картинка соответствовала идеализированным представлениям электората о кандидате. Из этого вытекает вывод: менять нужно не самого кандидата, а его телевизионный имидж. А если вспомнить основные выводы теории изменения мнений (см. гл. 3), что человек, принявший ту или иную точку зрения, редко ее меняет, то работать можно только со своими сторонниками или с теми, кто еще не принял решение.
I_________________________________ Гии 14
Для России характерно, что доля людей, принимающих решение в самый последний момент, гораздо выше, чем на Западе. Парламентские выборы в России в 1995 г. показали, что 24% приняли решение в самые последние дни, а 4% — вообще на участке [12, с. 417].
Вторая особенность связана с подавляющей ролью телевидения в избирательной кампании — 40% избирателей ответили, что на их решение в избирательной кампании повлияло телевизионное выступление лидеров партии.
И третья особенность связана с ситуацией тотальной неопределенности. За последние 5 лет многие исследователи столкнулись с невозможностью вплоть до последнего дня точно оценить исход выборов. Другие исследователи считают, что 24% избирателей принимают решения независимо от рациональных или эмоциональных воздействий [12, с. 418]. В любом случае избирательные акценты в СМИ нужно делать на телевидение, а во временном отрезке — на последние дни перед выборами.
Технология расстановки информационных акцентов во время выборной кампании[12, с. 276]
1. Идентификационный этап.Кандидат «очеловечивается» исходя из того образа, который был бы наиболее приемлем для избирателей. Цель этапа — получить рефлексию избирателей в виде установок «этого мы знаем» и «он вроде ничего».
2. Аргументационный этап.Наполнение позитивного человеческого образа позициями, свидетельствующими о дееспособности кандидата как политика, и в ход идут программы, предложения, акции и пр.
3. Сопоставление с оппозицией.Дается нейтральная или неблагоприятная информация о других кандидатах, предлагается избирателю сравнить «нашего» с «не нашим» и сделать соответствующие выводы.
4. Призыв к «выбору».Накануне выборов появляется информационный акцент совсем другого свойства: если предыдущие этапы удались — приглашение избирателей участвовать в «судьбоносных» выборах, или же, если же кампания по существу проиграна, предложение бойкотировать выборы, потому что «все равно ничего не изменится».
ИНиииши 8 различных сферах коммдшатувшо пространства ЧерныИ PI
Черный PR хорош собственным «пиаром»! Высказывание одного «пиарщика»
Последние избирательные кампании отличались широким распространением так называемого «черного PR», под которым понимается нарушение правил предвыборной агитации. Основные направления нарушения предвыборной агитации были сформулированы С. Варакутой и Ю. Егоровым [3, с. 234 ]:
• распространение в СМИ лживой информации, порочащей честь и достоинство кандидатов в депутаты;
• роспуск лживых слухов;
• проведение агитации от имени своего соперника (выпуск «лжелистовок»);
• преднамеренный срыв агитационных мероприятий конкурентов;
• создание искусственных препятствий кандидатам в депутаты в проведении их предвыборной работы и пр.
Многие грязные технологии давно описаны в прессе: покупка чистых бюллетеней за бутылку водки, перекладывание бюллетеней в другую стопку во время подсчета, дописывания и подрисовывания на плакатах противника, политическое граффити и т. д. Одним из экстравагантных приемов черного PR является, например, предложение подпилить подмостки во время выступления кандидата.
Как правило, «черный PR» направлен против фаворитов избирательной кампании. Так в 1993 г. на выборах депутатов Государственной думы в г. Ульяновске в последний день агитационной кампании в областной газете была опубликована статья, обвиняющая одного из лидеров выборной кампании в связи с иностранными спецслужбами; на выборах в Государственную думу в 1999 г. по Серпуховскому округу якобы от имени основного претендента выборов распространялась листовка, приписывающая ему следующее высказывание: «Не могу поверить, что мой народ такой тупой: я, бывший министр в правительстве М.С. Горбачева, снова баллотируюсь в Государственную думу». Лис-
I______________________________________ Пива 14
товка была снабжена искаженной фотографией будущего победителя выборов [3, с. 235].
Противодействия нечистоплотным приемам предвыборной борьбы наиболее эффективно вести только путем кропотливой работы с избирателями, разъяснений кандидатами своих программ; открытости их биографий, доступности избирательных штабов и пр. Необходимо помнить, что устойчивую репутацию кандидата поколебать крайне затруднительно, а избиратель не всегда доверяет негативной информации о кандидате.
В последние дни перед выборами целесообразно проводить предупредительные мероприятия, заключающиеся в установлении дежурств и оперативной связи, с тем чтобы избиратели могли своевременно оповещать кандидата в депутаты о неправомерных действиях его конкурентов. Также важно общественное мнение: опубликование имен тех, кто применяет методы «черного PR», не только не принесет организаторам подобных кампаний дополнительные голоса избирателей, но и вызовет негативное отношение к ним.
Кроме этого, большинство избирателей считает, что если с кандидатом борются методом «черного PR», то он заслуживает доверия, поскольку другими методами победить его не удается.
■ 14.4. Финансовые PR
Лучше, чем деньги.
Рекламный лозунг дорожных чеков Первого национального городского банка США
Все финансовые институты (банки, биржи, инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские конторы и т. д.) еще в большей степени зависимы от своих реальных или потенциальных вкладчиков (акционеров), чем государственные службы от населения. Имидж и репутация являются важнейшими нематериальными активами финансового института. Ведь банки, страховые и инвестиционные компании работают с массой различных контрагентов — частными лицами, предпринимательскими структурами, с другими финансовыми институтами, то есть всеми теми, кто
|