H-миигон I разяшых сферах иниимшиига икании» Например, А.И. Пригожий в статье «Социодинамика катастроф» делает достаточно интересные выводы по «неправильному поведению» после землетрясения в Армении. Психологически ситуация была такой: произошло три толчка. И третий, самый слабый из них, оказался самым страшным психологически: у людей в результате третьего толчка возникло ощущение непрерывности катастрофы. При этом сразу возникла проблема бездействия властей. Гражданские власти, гражданская оборона после полутора часов бездействия обратились к военным, и лишь тогда появились какие-то ситуации управления. Конечно, замедленная мобилизация и доставка групп спасения находятся вне сферы PR.
Западные исследователи предлагают следующие условия принятия эффективных решений в кризисе [17,с. 294-295]:
1. Окончательная ответственность лежит на одном человеке.
2. На ведущие позиции назначается лицо, наилучшим образом подготовленное к работе, при этом характеристики возраста, пола, социального статуса не принимаются во внимание.
3. Не существует альтернативы успеху: принимаемые решения должны быть правильными и должны работать.
4. Не может быть ничего святого: нельзя отменять решения из-за традиций, ритуалов, принятой в обычной ситуации нормы.
5. Но одновременно не может быть и никого святого: решения не могут блокироваться из-за личных амбиций, люди, которые могут помешать реализации необходимых решений, должны быть устранены от процесса борьбы с кризисом.
6. Время является ключевым фактором: необходимо принимать и проводить в жизнь решения по строгому плану в оперативном режиме.
7. Кризис затрагивает всех и от всех требует самоотверженной работы, даже если это требует дополнительных усилий.
8. Положительные результаты в процессе разрешения кризиса должны сразу же широко распространяться, чтобы продемонстрировать реальную возможность успешного преодоления кризиса.
haia 14
В таком контексте кризис должен рассматриваться как одна из возможных рабочих ситуаций, что позволяет сохранить хладнокровие в момент кризиса, а также и спокойно и сосредоточенно работать над его преодолением.
■ 14.2. Гвсщрсиввниыв РИ______________________
Власть отвратительна, как руки брадобрея. О. Мандельштам «Ариост»
Государственные PR по своему характеру, целям и задачам отличаются от бизнес-PR, что объясняется следующим: если в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью или ее отсутствием, то в государственном управлении — политической поддержкой граждан [13, с. 54].
В случае государственных структур объектом воздействия становится налогоплательщик, гражданин, который хочет и имеет право знать о действиях государственных органов разного уровня. Президент, правительство, губернатор, мэрия — все с определенной регулярностью используют самые разнообразные каналы коммуникации (пресса, радио, ТВ, Интернет) в попытках раскрыть все аспекты своей работы. Да и средства массовой информации не гнушаются описанием действий, встреч и выступлений первых лиц. Такое информирование о происшедших событиях характеризуется понятием «реактивной»коммуникации.
Более весомым оказывается действие «проективной»коммуникации, когда событие вначале готовится в общественном мнении и лишь затем проводится в жизнь. Сюда относится введение нового налога, новой системы страхования, изменение порядка оформления права собственности и пр. Пожалуй самый известный из последних примеров использования проективного среза — идеологическая подготовка жилищно-коммунальной реформы: кроме информационной компании в СМИ для создания позитивного имиджа реформы использовались рекламные щиты, плакаты в общественном транспорте, радиообъявления на 350эскалаторах московского метро.
Н-шемииогеи в различных сферах коимушашшсго вристрамсгова |Щ
Помимо информирования, в государственных PR часто используется технология «spin doctor», особенно для корректировки проблемы после того, как коммуникация начала развертываться в нежелательном направлении и события принимают нежелательный оборот.
Еще одним важным механизмом работы государственных PR является моделирование обратной связи. Сегодня это наиболее перспективное направления, поскольку в 90-е годы XX столетия он был практически утерян. Важным каналом формирования обратной связи является работа с политическими и неполитическими общественными объединениями — агентами гражданского общества. В демократических странах роль гражданского общества, каркасом которого являются самодеятельные организации (от политических партий до клубов филателистов и любителей поэзии В. Хлебникова), чрезвычайно важна — такие объединения позволяют со стороны граждан влиять на государство, а со стороны государственных органов влиять на общество посредством налаженной обратной связи. Идеальный случай — когда коммуникация между государственным органом и общественным объединением строится на основе сотрудничества. Основными принципами взаимодействия являются [13, с. 254 — 255]:
• самостоятельность участвующих сторон;
• доверие друг к другу;
• добровольность и четкое разделение ролей;
• информированность о деятельности другой стороны на основе добровольно предоставленных сведений;
• консолидация усилий по кругу взаимно интересующих вопросов;
• согласованность действий и постоянный учет позиций другой стороны;
• использование усилий друг друга для совместного решения проблем.
Еще один механизм государственных PR связан с символической ролью первых лиц. При этом внешние, невербальные характеристики становятся весьма значимыми. Так, Г. Почепцов приводит данные о том, что с экрана телевизора мы считываем 69% информации из внесловесного ряда, и только 31 % нам дают ело-ва [12, с. 412]. Поэтому сегодня на первое место выхо- ЗЭ1
Пава 14
дят чисто актерские навыки: представительная внешность первого лица, приятный тембр голоса, умение понравиться аудитории и даже рассмешить ее; и лишь на втором месте — мысли и умение говорить. Следуя этим выводам, многие пресс-службы администраций требуют обязательного указания в заявке на посещение любого мероприятия с участием первых лиц возможных заголовков сообщений, возможных типов (сюжетов) фотографий, которые могут быть сделаны.
В военное время государственные PR работают в особом режиме, который можно назвать пропагандистским. Так, война в Персидском заливе была выиграна «пиарщиками» США, которые жестко контролировали получение информации с поля боя и опирались на теорию контролируемого допуска (ограничение доступа корреспондентов к президенту). Накануне операции против Саддама Хусейна, инициированной Д. Бу-шем-младшим, американские государственные PR-службы выполняли две важных задачи: во-первых, стремятся формировать лояльное отношение мирового сообщества к будущей военной операции, акцентируя внимание на опасности арабского терроризма; во-вторых, ведут пропагандистскую работу против существующего иракского режима, позиционируя его как основного спонсора исламских террористов.
Итак, основная задача государственных PR — создание образа компетентного и эффективного руководства, которое обладает сильной властью и способно решать стоящие перед ним проблемы, не ущемляя конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации. К сожалению, сегодня кажется, что власть не в состоянии даже реагировать в нужное время. Однако это же и открывает для PR большие перспективы в области государственного управления.
■ 14.3. Избирательные [политические! PR____________
Мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса — вот что такое партия.
В. Маяковский «Владимир Ильич Ленин»
Главный ресурс современной предвыборной кампании — это деньги. Именно они очень часто решают
|