Обратная связь
|
ГО-шешяогав и различных сферах иммушмшвго пространства в начале и середине 1990-х годов в России у населения было подорвано доверие к банкам в целом, что сказывалось на прибыли каждого банка в отдельности.
Перед российскими PR-специалистами стоит задача формирования позитивного имиджа российского бизнеса в стране и за рубежом. Можно выделить следующие основные причины, по которым имидж бизнеса приобретает особое значение:
Во-первых, на данный момент одна из главных линий политики российского правительства заключается в полноценной и быстрой интеграции в мировое сообщество с помощью вступления в престижные международные экономические и политические организации. Одной из таких организаций является ВТО, вступлению в которую придается стратегическое значение. Известно, что вступление в ВТО может быть осуществлено на различных условиях, зависящих от дипломатических усилий официальных лиц и восприятия экономики России мировыми экономическими элитами: в конечном счете имидж российского бизнеса сыграет не последнюю роль в сроках и условиях вступления в ВТО.
Во-вторых, в течение 90-х годов у представителей мирового бизнес-сообщества сложился неоднозначный образ российского бизнеса и экономики. До самого последнего времени большинство иностранных бизнесменов полагали, что «российский бизнес — это «криминальный бизнес», где налицо полное отсутствие «цивилизованного менеджмента» при «тотальном неплатеже налогов», «скандальном фондовом рынке», «безобразном обращении с акционерами». Такой образ российского бизнеса стал следствием как объективных причин (рост криминализации бизнеса на начальном этапе рыночных реформ), так и следствием постоянного воспроизводства многими иностранными СМИ негативных стереотипов о России. Между тем подобный имидж страны не способствует привлечению столь необходимых России иностранных инвестиций — до сих пор западные бизнесмены рассматривают отечественную экономику как «темный инвестиционный колодец», хотя подобная оценка не соответствует реальному положению вещей, свидетельством чему является тот факт, что в ноябре 2001 года международное рейтинговое агентство Moody's повысило валютный рейтинг России
Гпва 14
на два пункта в знак признания стремительного экономического роста последних 18 месяцев. То есть налицо признание объективных достижений отечественной экономики, которое нуждается в подкреплении позитивным имиджем российского бизнеса.
В-третьих, с началом экономического роста внутри страны стало очевидно, что Россия обладает мощным промышленным потенциалом, эффективность использования которого возросла с развитием крупных отечественных корпораций. Нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия, энергетика, связь — это далеко не полный список отраслей, в которых появились российские компании, способные на равных конкурировать с ведущими транснациональными корпорациями. Если в США процесс формирование крупного вертикально интегрированного бизнеса занял около тридцати лет (1870— 1900-е годы), то в России этот промежуток времени сократился до 5—7 лет. При этом российские компании быстро эволюционировали в сторону формирования эффективной организационной структуры, продвинутых технологий менеджмента и общей транспарентности ведения бизнеса. Данный процесс продолжается и сегодня. В то же время, обладая сопоставимыми с мировыми корпоративными гигантами финансовыми и технологическими ресурсами, отечественный бизнес пока проигрывает им в нематериальных активах, важными составляющими которых являются корпоративный имидж и репутация. Подтверждением такого положения может служить сохранявшееся до недавнего прошлого неадекватное отношение со стороны иностранного бизнеса и представителей государственной власти зарубежных стран к крупным российским предпринимателям и топ-менеджменту ведущих отечественных компаний. Видя в российских бизнесменах «выскочек», «политически ангажированных олигархов» и «нефтяных баронов», многие на Западе не желали принимать всерьез их предложения о деловом сотрудничестве. Причины такого отношения кроятся в асимметричной, недостоверной информации о том, что происходит в экономике России: в реальности большинство преуспевающих российских компаний управляются высокопрофессиональным менеджментом, никак не задействованным в политических интригах и нечистоплотных финан-
|
|