РИиввввгвв в различных сферах иммушашити врвсшравсива тил конгрессмену 10 тыс. долларов за прохождение нужного ему закона, его лоббист А. Хей одарил конгрессменов красиво декорированными револьверами (12, с. 377). Сами же «лоббисты» предпочитают говорить о себе как о «консультантах» или «юристах».
Лоббирование, или организация содействия прохождению тех или иных законопроектов, в развитых странах является вполне легальным видом профессии, которая сама регулируется соответствующими законами. Мы также сталкиваемся с проявлениями лоббирования в скрытой или открытой форме, когда те или иные профессиональные, общественные группы объединяются в целях защиты своих интересов в более активной форме. К примеру, это аграрное или нефтяное лобби, демонстрации в защиту своих интересов, организуемые от имени чернобыльцев, шахтеров, учителей. По мнению Френка Джефкинса, лобби состоит из групп со специальными интересами, такими как пенсионеры, врачи, фермеры, автомобилисты или учителя. Лоббирование означает представление проблемы перед политиками или государственными служащими» [1, с. 264].
Россия в начале 1995 года тоже уже провела конференцию по обсуждению проекта закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Сегодня вариантами «цивилизованного лоббизма» считаются [12, с. 370]:
• персональные контакты с представителями власти;
• участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств;
• работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства;
• съезды и совещания предпринимателей с участием представителей власти;
• участие в общественных слушаниях законопроектов в парламенте;
• воздействие через общественное мнение и СМИ;
• доклады, послания со стороны бизнеса к властным структурам;
• встречи с высшими руководителями государства. Позитивные аспекты лоббизма проявляются в том,
что он позволяет узаконить некоторые пути воздействия на власть, уменьшая риск порождения коррупции. Лоббизм ограничивает возможности коррумпирова-
П»а 14
ния аппарата, так как вводит процесс консультирования заинтересованных лиц и доведения их интересов до представительной и исполнительной власти в определенные законом рамки.
Экономическое содержание лоббизма заключается в предоставлении денег для законодателей, что необходимо последним для переизбрания. Но, что более важно, лоббисты предоставляют информацию о происходящих в политике процессах, которую правительственным чиновникам часто невозможно получить от своих собственных, часто недофинансируемых, правительственных структур.
По американским данным, при Конгрессе США зарегистрированы более 7 тыс. лоббистов иностранного бизнеса. В их числе оказались десятки бывших высокопоставленных чиновников, которые получают гонорары за представление интересов зарубежных фирм. Есть мнение, что действительное число лоббистов на 30-60% больше [12, с. 370].
Выделяют два типа лоббирования: корпоративный, связанный с крупными организациями и их интересами, и «завоевательный», ориентированный на освоение новых пространств, изменение статусов и регламентации. Другим вариантом классификации является разделение лоббирования на вертикальное (направленное на «верхушку» власти — президента и его советников) и горизонтальное (направленное на лидеров общественного мнения).
Распространенной формой организации лоббистских групп являются общественные, отраслевые и профессиональные объединения: например, Союз промышленников и предпринимателей (РСПГТ), Международная ассоциация фармацевтических производителей (AIPM), Союз российских пивоваров, Московская рекламная гильдия, объединения врачей, юристов, рекламистов и т. п. Эти организации в качестве целей своей деятельности рассматривают отстаивание интересов своих членов перед властью и обществом.
Таим образом, лоббизм стоит на пересечении профессиональных требований имиджелогии и PR. Основной его задачей выступает перевод требований и интересов одной общественной группы на язык другой. Происходит постоянный поиск совмещения этих интересов. В результате обе стороны должны увидеть имиджи успеха в этом общем для них объекте.
И ■нннгн i разимы» gpeia имщшмииа щицкма
■ 14.S. Бяаготвврипепьноспь ■ митинги social branding______________________
Благотворительность и связанные с ней финансы составляют важный аспект жизни общества. Всякий университет, больница и пр. заняты поиском жертвователей, для чего имеют соответствующие структурные подразделения, осуществляющие поиск денег. Точно так же функционируют музеи, театры, общественное радио и телевидение. Объем пожертвований увеличивается, к примеру к рождественским праздникам.
Через благотворительность проходят огромные суммы. И еще больше средств направляется на образование, культуру, спорт, науку, укрепление здоровья в качестве благотворительности.
Руководитель центра общественных связей «ОНЭКСИМ Банка» М. Колеров так отзывается о проектах банка в этой области: «Банк традиционно помогает Православной церкви. На его деньги создан Российский православный университет. Мы также стараемся поддержать разного рода культурные проекты — издание книг, хороших журналов, например.
Сейчас мы пытаемся ориентировать свою деятельность на масштабную социальную помощь. В чудовищном положении, особенно в регионах, находится медицинская защита, детские медицинские, образовательные учреждения. Им необходимо помогать» [12, с. 419].
Благотворительность принимает более интересный характер, когда возникает возможность совместить объект, который централен для организации, с объектом благотворительности. К примеру, британская компания по выпуску красок «ICI Paints» устроила конкурс для организаций и частных лиц, желающих благоустроить свой город. Призом стали краски. Особенностью конкурса являлось разнообразие подаваемых заявок. Среди объектов благоустройства оказались: сигнальная будка XIX века, стены города, дом фольклора, забор больницы и т. п. Безусловно, к этой кампании проявила интерес местная общественность, поскольку все эти объекты вполне конкретны и стоят в определенных местах, что, свою очередь, дает замечательный информационный повод для СМИ.
Пап 14
|