Коммуникационное агентство — проводник ИМК 15.4. Исследования в рамках ИМК и оценка эффективности программы ИМК
PR представляет собой постоянно развивающуюся область знаний и профессиональной практики. Важным результатом такого развития становится появление множества подходов и концепций организации коммуникаций между компанией и общественностью, включая потребителей. Некоторые из этих концепций пережив пик популярности, тихо умирают, выходят из моды, другие остаются, вплетаясь в нарратив1 теоретического и практического PR. В этом разделе представлена одна из молодых теорий организации коммуникаций между компанией и ее внутренним и внешним окружением. В данной концепции еще не устоялось структурное ядро понятий, может быть она не совсем
1 Нарратив — повествование в виде устного рассказа во всем разнообразии своих проявлений — случаи из жизни, страшные и смешные истории, семейные предания, байки о знакомых и знаменитостях, рассказы о необъяснимых происшествиях, пересказы и толкования снов, чудеса, слухи, юлки и даже сплетни. Является универсальной характеристикой культуры, поскольку на Земле нет ни одной культуры, в которой отсутствовал бы нарратив.
I___________________________________ Гива 15
избавилась от банальностей. Однако читатели сами могут вынести вердикт относительно ее жизнеспособности...
■ 15.1. Проблемы валажованоя эффвкивввых коммуникации_______________________
Одним из главных вопросов, которые возникают перед современной организацией, — как собрать воедино и эффективно использовать все существующие каналы массовой и личной маркетинговой коммуникации для достижения поставленных корпоративных целей (рис. 15.1).
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ КОММУНИКАЦИИ
| НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ КОММУНИКАЦИИ
| • Наша реклама
• Наши мероприятия по продвиже нию продукции
• Наши мероприятия PR
• Наш прямой маркетинг
• Дизайн упаковки нашего товара
• Наши торговые презентации
• Наш послепродажный сервис
• Наши страницы в INTERNET
| • Реклама конкурентов
• Продвижение своей продукции кон курентами
• Размещение нашего товара на при лавках розничных магазинов
• Оценки нашего товара в СМИ и INTERNET
• Мнения н комментарии потребите лей
• Благоприятные и неблагоприятные отзывы
• Потребительский опыт использова ния товара
• Обслуживание потребителей в мо мент совершения покупки
• Журналистские расследования
| Рис. 15.1. Контролируемые и неконтролируемые коммуникации
Ответ находится в двух плоскостях. Во-первых, организация профессионального управления маркетинговыми коммуникациями, куда включаются и PR. Во-вторых, создание такой модели коммуникаций, которая в наибольшей степени учитывает произошедшие на рынках изменения.
Но коммуникация не может рассматриваться как односторонний процесс. Коммуникация всегда предусматривает обратную связь, то есть получение отклика от потенциального потребителя. Нельзя сказать, что в традиционных коммуникационных концепциях отсутствует понимание важности обратной связи с потребителем. При этом традиционно к потребителю обращались толь-
!■ П к оишегроровниын иаришшиыи имищивим
ко в тех случаях, когда уже существовал некий план действий по продвижению товара, а в процессе коммуникации требовалось его подкорректировать или подтвердить эмпирически. То есть потребитель преимущественно рассматривался в качестве пассивного участника процесса коммуникации. Сегодня такой подход не способствует росту эффективности мероприятий PR и маркетинга. Таким образом, важной проблемой является необходимость вовлечения потребителя в активную двухстороннюю маркетинговую коммуникацию.
Следующей важной проблемой современной фирмы становится налаживание четкого организационного контроля за потоками информации, идущими по всем каналам коммуникации. Наиболее значимой частью это проблемы является координирование бюджета и содержания рекламных и PR-мероприятий, проводимых по разным коммуникационным каналам. В какой ситуации оказывается руководство компании, желающее обычными методами организовать продвижение товара или услуги на рынок?
Для ответа на этот вопрос стоит обратиться к простому примеру. Предположим, мы собираемся приобрести новый автомобиль. У нас есть несколько возможностей реализации нашей потребности. Однако маловероятно, что мы будем в разных магазинах покупать по отдельности двигатель, кузов, электронику, колеса и прочее. Скорее всего, мы обратимся к официальному дилеру, который не только предложит нам самые последние модели, но и постарается подобрать автомобиль, соответствующий нашим индивидуальным запросам. Традиционная схема продвижения товара или компании на рынок напоминает покупку автомобиля по частям и последующую самостоятельную сборку по принципу «Сделай сам».
Судите сами: на стадии разработки товара обычно мало задумываются о его маркетинговых перспективах. Допустим, мы собираемся выводить уже готовый продукт на рынок. И здесь параллельно приходится делать несколько дел: проводить предпродажное тестирование, заказывать исследование целевой аудитории, проводить рекламную кампанию с помощью газет, журналов, телевидения и радио, осуществлять PR-мероприятия. Обычная практика предусматривает поиск
отдельного подрядчика для решения каждой из названных задач. Исследовательские фирмы исследуют целевую аудиторию, разные рекламные агентства делают рекламу для разных СМИ, связи с общественностью осуществляются специальной компанией (или отдельным внутрикорпоративным подразделением), в розничной торговле приходится иметь дело с продавцами и владельцами магазинов.
С каждой из названных организаций необходимо вступать в отдельные финансовые и организационные отношения, всем им нужно определять цели и задачи, постоянно контролировать их деятельность. Все это поглощает время и деньги, но далеко не всегда дает позитивные результаты.
Таким образом, изменяющаяся информационная среда бросает как минимум три вызова:
— первыйзаключается в активизации использования всех видов коммуникационных каналов для налаживания эффективного продвижения компании или товара;
— второйзаставляет менять принципы взаимодействия с потребителем, налаживая двухстороннюю коммуникацию и превращая потребителя в партнера в течение всего процесса коммуникации;
— третийсвидетельствует о необходимости поиска адекватной реакции на рост неуправляемости общественных и бизнес-коммуникаций, которые осуществляются с помощью разных источников.
■ 15.2. Впредеяенне ■ ерь ИМИ____________________
Средство коммуникации является коммуникатом.
М Маклюэн. К пониманию
средств массовой коммуникации
Как же ответить на все эти вызовы и решить возникшие проблемы в налаживании эффективных коммуникаций с целевыми аудиториями? Вероятно, с помощью новых организационных технологий можно решить многие проблемы, связанные с ростом всех типов коммуникаций. В качестве такой новой организационной технологии может быть использована ИМК | (Integrating marketing communications), или интегриро-
ванные маркетинговые коммуникации. Что это такое? Это не просто новая система организации маркетинга — это, может быть, в большей степени философия и стратегия бизнес-коммуникаций, следуя которой можно вывести на новый качественный уровень все виды взаимодействия с потребителем. Стратегия ИМК позволяет превратить набор мероприятий по продвижению, рекламе и PR в эффективную маркетинговую стратегическую политику с привлечением всего арсенала исследовательских и рекламных средств.
Эта модель управления маркетинговыми коммуникациями была разработана американскими специалистами по PR и маркетингу Доном Шульцем (Don Schultz), Стенли Танненбаумом (Stanley Tannenbaum), Робертом Лаутерборном (Robert Lauterborn). Они совместно выпустили книгу, посвященную этой модели. В России понятие ИМК вошло в оборот среди специалистов по PR осенью 2000 года, когда президент Коммуникационной группы «Деловая лига» В.Г. Расницын после участия в одном из международных профессиональных PR-форумов привез из Чикаго книгу Шульца и Танненбаума.
ИМК — практика унификации всех средств маркетинговых коммуникаций, начиная с рекламы и заканчивая упаковкой, для передачи целевой аудитории последовательного убедительного сообщения, способствующего наиболее полной реализации целей PR-компании. Понятие ИМК объединяет в себе все инструменты коммуникаций — от рекламы до упаковки и special events, предназначенные для фор-
Глава 15
мирования обращений, направляемых целевой аудитории и служащих для продвижения продукции фирмы потребителю. ИМК перестраивает весь набор маркетинговых коммуникаций для того, чтобы увидеть их, так как они видятся обычным человеком — как поток информации из единого источника. Ключевым компонентом ИМК является то, что все формы коммуникации проектируются в соответствии с принятыми целями организации. ИМК позволяет обращаться ко всем формам маркетинга в коммуникации и всем формам коммуникации в маркетинге.
ИМК тесно связаны с понятием маркетинг-микс (рис. 15.3). Маркетинг-микс состоит из четырех элементов: товара, способа его распределения, цены и маркетинговых коммуникаций. Каждый из элементов маркетинга-микс определяется несколькими параметрами и фактически имеет собственный комплекс стратегических решений — например товар-микс, рас-пределение-микс и т. д. Маркетинговые коммуникации используются для демонстрации важных характеристик трех других элементов маркетинга-микс с целью повышения заинтересованности потребителя в покупке товара. Если маркетинговые коммуникации основываются на всеобъемлющем, продуманном маркетинговом плане, то они смогут породить «великую идею», которая будет полностью усвоена целевой аудиторией. Опираясь на ИМК, коммуникационное агентство может предложить заказчику услуги по интегрированию и координации всех возможных каналов коммуникаций — рекламы в СМИ, политики личных продаж, процесса упаковки и других, донося ясные, однозначные и привлекающие внимание сообщения относительно корпорации-заказчика и ее продукции. Таким образом, ИМК улучшает коммуникационную среду корпорации-заказчика и оказывает положительное влияние на сбыт. Применяя ИМК, мы можем не опасаться, что какой-то канал коммуникации будет «потерян» в ходе продвижения товара на рынок.
Хорошая стратегия ИМК позволяет четко позиционировать товар на рынке с учетом желаний потребителя и тем самым обозначить ценность торговой марки наше-го заказчика относительно брендов конкурентов. Ис-336пользуя ИМК, компания может успешно управлять мар-
!■ п а ааякцароваааым маркешпнгввым иищнщни____________
кетинговыми коммуникациями. В итоге корпорация-заказчик сможет устранить несогласованность между своими подразделениями и сделать маркетинговые коммуникации с потребителем максимально результативными. Выработка стратегии ИМК состоит из девяти этапов:
1. Оценка ситуации:определение возможных затруднений и благоприятных возможностей. При оценке ситуации основное внимание следует уделить факторам, влияющим на эффективность маркетинговых обращений. Маркетинговые коммуникации могут решить проблемы имиджа, отношения потребителей, восприятия товара или распространения информации о нем.
2. Постановка целей:коммуникационные цели могут планироваться с акцентом на степень воздействия разрабатываемой стратегии на потребителя. Цели маркетинговых коммуникаций обычно состоят из нескольких категорий: а) создания осведомленности; б) достижения понимания; в) обеспечение изменений в отношении к товару и его восприятии; г) достижения изменений в поведении потребителей; д) подкрепления предыдущих решений.
3. Выбор целевой аудитории:в рамках ИМК целевые аудитории идентифицируются для конкретных коммуникационных действий. При этом целевая аудитория значительно шире целевого рынка. Например, целевой рынок игрушек составляют главным образом дети. В то же время в состав их целевой аудитории могут быть включены также их родители, бабушки и т. д.
4. Выбор маркетинговых коммуникаций-микс.Различные виды деятельности, используемые для достижения маркетинговых коммуникационных целей образуют коммуникации-микс. Состав коммуникаций-микс подбирается индивидуально для разных сегментов рынка и разных рыночных ситуаций. Коммуникационный инструментарий может включать средства рекламы, стимулирования сбыта, PR, прямого маркетинга, личной продажи и т. д. Возможность гибкого выбора между разными инструментами является чрезвычайно важной, поскольку позволяет согласовывать расходы на ИМК с финансовыми возможностями компании.
5. Разработка идеи маркетинговых обращений.Общее обращение, называемое также центральной темой, должно фокусировать маркетинговые усилия фирмы и обеспечивать их согласованность.
6. Выбор средств доставки маркетинговых обращений должен базироваться на поиске возможностей широкого охвата целевых аудиторий.Процесс выбора может включать в себя строгий анализ достоинств и недостатков средств доставки.
7. Бюджетное планированиеподразумевает оптимизацию расходов на ИМК.
8. Реализация стратегии.Успешная реализация выбранной стратегии требует координации усилий всех участвующих в ее осуществлении организаций и специалистов.
9. Оценка результатов.Для оценки результатов коммуникационной стратегии необходимо решить как минимум три задачи. Во-первых, должны быть разработаны критерии эффективности оцениваемой программы, во-вторых, необходимо отслеживать фактическое продвижение к целям, что осуществляется с помощью мониторинга общественного мнения. В-третьих, необходимо соотнести полученные результаты исследований с выбранными критериями, чтобы определить степень эффективности затраченных усилий.
ИМК предусматривает комплексное использование всего технологического инструментария для достижения целей коммуникации. Наряду с классической рекламой, размещаемой повсюду, также более интенсивно используются продвинутые PR-технологии, прямой маркетинг, личные контакты, маркетинговые исследования и другие формы коммуникации с потребителем. Все мыслимые каналы коммуникации учитываются, и их использование подчиняется единой политике, разработанной с помощью ИМК.
Итак, мы можем констатировать, что ИМК имеет ряд весомых преимуществ по сравнению с традиционными видами рекламы и продвижения товаров. Еще раз назовем эти преимущества ИМК:
— работает с «живым потребителем» а не с «мертвыми цифрами»;
— использует настоящее поведение потребителя;
Гнва 15
— управляет контактами с потребителем;
— вырабатывает стратегию коммуникаций с потребителем;
— применяет весь арсенал коммуникационных технологий, подчиняя его единой логике.
■ 15.3. Коммуникационное агентство - проводник ИМИ
Необходимо отметить, что осуществлять профессиональный менеджмент маркетинговых коммуникаций далеко не всегда под силу самой корпорации-заказчику. Расширение пространства маркетинговых коммуникаций заставляет постоянно сотрудничать с самыми разными фирмами, специализирующимися на рекламе, public relations, продвижении товаров и личных контактах с потребителями. С каждым из названных агентств взаимодействует соответствующее подразделение корпорации-заказчика. Так, на пути к потребителю возникают коммуникационные преграды, первой из которых становится возможная несогласованность действий подразделений корпорации-заказчика, а второй — неизбежно возникающий хаос маркетинговых сообщений, получаемых потребителем, когда управление маркетинговыми коммуникациями исходит из нескольких центров.
Для достижения наибольшей эффективности PR могут быть интегрированы в ИМК, так как они частично перекрываются другими видами коммуникационной активности и специалисты данного профиля являются экспертами по управлению отношениями. Интеграция особенно необходима в тех сферах, где имеет место пересечение PR с другими средствами маркетинговых коммуникаций. Корпоративная реклама, проводимая в интересах PR, частично пересекается с обыкновенной рекламой и способна усилить рекламное послание и имидж торговой марки. Исследования показывают, что потребители обращают серьезное внимание на общественное положение компании, и эта информация прямо влияет на покупательские решения. Таким образом, должна быть преодолена исторически сложившаяся изоляция PR от других направлений коммуникаций: в крупных российских компаниях PR до сих пор не рассматривается в качестве
Н п I ншцировшым маркевшиым инищщнм_______ ШЛ
источника прибыли, а поэтому недооценивается возрастающее значение этого канала коммуникации. Между тем внутрифирменные службы PR, а также внешние PR-агентства, как показывает практика, наилучшим образом подходят, для того чтобы стать управленческими центрами в процессе разработки и реализации ИМК. Необходимость взаимодействия с разнообразными организациями и подразделениями, работа с неструктурированной информацией, получаемой из разных источников, использование всего набора инструментов взаимодействия с аудиториями — все это делает PR-агентства лучшими кандидатами на роль управляющих ИМК.
Одна из трудностей использования внешних организаций при развитии рыночной стратегии организации заключается в том, что большинство привлекаемых агентств (рекламные, PR, дизайнерские, медиа-байеро-вые) не имеют общего видения маркетинговых коммуникаций, подлежащих интеграции. Привлечение так называемого генерального подрядчика — специализированного коммуникационного агентства — может решить эти проблемы. За соответствующий гонорар коммуникационное агентство разрабатывает для своих клиентов общую стратегию в сфере бизнес-коммуникаций и привлекает к ее реализации необходимых специалистов из сторонних организаций. Подобный подход использовала американская рекламная фирма ББДО при сотрудничестве с фирмой «Жиллетт» (Gillette) в процессе внедрения рекламного слогана «Жиллетт — лучше для мужчины нет», организации кампании репо-зиционирования своего товара и вывода на рынок новой бритвы «Сенсор» (Sensor). В данном случае БДДО действовала в качестве генерального подрядчика и сотрудничала с родственными агентствами в сфере рекламы, PR, маркетинга.
Коммуникационные агентства помогают компании-заказчику в управлении маркетинговыми коммуникациями (рис. 15.4). В контексте ИМК для компаний-заказчиков сотрудничество с такими агентствами предпочтительно, поскольку те обладают значительным опытом в управлении маркетинговыми коммуникациями и могут выполнить работу, в которой они спе-циализируются значительно более профессионально. 401
| Сегодня в маркетинговых отделах большинства компаний нет того единственного человека, который замыкал бы на себя все возможные коммуникационные роли, мог воспользоваться всем инструментарием продвижения торговой марки и координировал сам процесс движения товара с момента его разработки до послепродажного обслуживания. Эффективно совместить все процессы коммуникации позволяет ИМК. Опираясь на эту систему, компании тщательно интегрируют и координируют все возможные каналы коммуникаций — рекламу в СМИ, политику личных продаж, процесс упаковки и другие, донося ясные, однозначные и привлекающие внимание сообщения относительно организации и ее продукции. Таким образом, ИМК улучшает коммуникационную среду компании и оказывает положительное влияние на сбыт.
Привлечение специализированного коммуникационного агентства дает ряд преимуществ в развитии маркетинговых коммуникаций. В первую очередь это позволяет провести независимый коммуникационный аудит всех каналов взаимодействия. Затем, это даст возможность успешной трансформации организационной стратегии в стратегию маркетинговых коммуникаций. Также это является основой оптимизации всех маркетинговых коммуникаций корпорации-заказчика в расчете на долгосрочную перспективу.
Коммуникационное агентство исходит из того предположения, что у большинства корпораций уже существует успешная маркетинговая идея и их сотрудники достаточно компетентны, чтобы ее реализовать. Коммуникационное агентство не претендует на радикальные перемены в маркетинговой стратегии корпорации и не собирается устранять персонал корпорации-заказчика от участия в коммуникациях. Задача коммуникационного агентства — создать такую управленческую оболочку, которая увеличивает потенциал коммуникаций на двух уровнях.
Во-первых,на уровне корпорации-заказчика делает прозрачными коммуникации между ее подразделениями, а также между подразделениями и внешними партнерами. Традиционный тип организации с жестким разделением полномочий между различными подразделениями не позволяет интегрировать коммуни-
| кации с потребителем по всем имеющимся каналам. Усиливающаяся специализация всех составляющих бизнеса, включая маркетинг, рекламу и PR, приводит к внутренней конкуренции между различными подразделениями фирмы и к росту их изоляции. Глубокая специализация может стать опасной, поскольку порождает изоляцию экспертов, представляющих разные сферы коммуникаций: маркетинга, PR, рекламы, производства. Сегодня компании состоят из функциональных вертикальных структур, созданных для реализации узконаправленных процессов. Возникает «подковерная борьба», во время которой специалисты каждой из функциональных структур пытаются защитить выделенные им доли бюджета и возглавляемые ими направления деятельности от угрозы со стороны руководителей других направлений маркетинговых коммуникаций. Разрушение барьеров между отделами становится важной задачей коммуникационного менеджмента, который осуществляется с использованием модели ИМК. Это делает возможным интегрировать усилия всех подразделений организации по продвижению товара или услуги на рынок. При этом продвижение товара превращается из хаотичного процесса в общую стратегию, контролируемую и управляемую из единого центра.
Во-вторых,на уровне отношений потребителей и корпорации позволяет максимизировать эффективность всех возможных каналов коммуникации.
Таким образом, с помощью коммуникационного агентства, которое специализируется на управлении всеми каналами коммуникации, возможно превращение процесса продвижения товара из хаотичного процесса в единую стратегию управления маркетинговыми коммуникациями.
Коммуникационное агентство, выступающее в качестве партнера корпорации-заказчика, подчиняет весь ход продвижения услуги или товара на рынок единой стратегии (рис. 15.5). Такое агентство делает «под ключ» весь комплекс рекламных, исследовательских и promotion мероприятий с привлечением соответствующих подразделений корпорации и ее внешних партнеров. Такое агентство обеспечивает плодотворное сотрудничество между подразделениями
Глава 15
корпорации и ее внешними партнерами. Это сотрудничество служит наиболее эффективному использованию маркетинговых коммуникаций в интересах корпорации-заказчика. При этом корпорация-заказчик решает для себя ряд важных проблем, связанных с налаживанием маркетинговых коммуникаций:
• заказчик имеет дело с одним партнером, который управляет всем комплексом маркетинговых мероприятий, связанных с продвижением товара или услуги на рынок;
• устраняется финансовая и организационная фрагментарность отношений, которая неминуемо возникает при взаимодействии с разными исследовательскими и маркетинговыми организациями;
• вырабатывается единая рекламная поддержка продвижению услуги на рынок;
• унифицируются сообщения, распространяемые по всем каналам коммуникации;
• активизируются двухсторонние коммуникации, в которых непосредственное участие принимают потенциальные клиенты;
• заказчик получает единую интегрированную стратегию маркетинговых коммуникаций;
• ИМК позволяют преодолеть внутриорганизацион-ные барьеры на пути эффективных маркетинговых коммуникаций;
• используя ИМК, можно управлять творческим процессом в рамках общей коммуникационной стратегии;
• используя ИМК, коммуникационное агентство создает управленческую оболочку для налаживания сети эффективных коммуникаций между заказчиком и его потребителями;
• делая заказ на ИМК, можно успешно управлять творческим процессом в рамках общей коммуникационной стратегии.
■ 15.4. Исследования в рамках ИМК i оценка зффективносшд врограммы ИМК__________
ИМК предусматривает выработку стратегии коммуникации после работы с аналитическим материа-
Ш РП нмирциаиым машинным нимниинм____
лом. Так, цели PR увязываются с общим процессом коммуникации.Стратегия коммуникации обозначает тот отклик, который ее создатели желают получить от целевых аудиторий. При этом стратегия коммуникации реализуется с привлечением широкого диапазона маркетинговых контактов. Например, если коммуникационная стратегия опирается на позиционирование относительно конкурентов, то она может быть направлена на решение нескольких задач:
1) генерирование обсуждения потребителями наших товаров;
2) оценка нашей продукции относительно продукции конкурентов;
3) позиционирование нашего бренда относительно других торговых марок.
Таким образом, цель ИМК — это развитие такой программы коммуникации, которая связывает воедино все усилия подразделений компании и внешних партеров для успешного достижения корпоративных целей.
Работа в режиме ИМК предполагает постоянное генерирование идей и их последующее воплощение посредством коммуникационных бизнес-технологий. На рис. 15.6 показан контур процесса реализации маркетинговой идеи с помощью ИМК. На этом контуре, представляющим собой замкнутую (аутопойетиче-скую) систему, маркетинговая идея задает коммуникативный импульс деятельности. На каждом этапе коммуникативной деятельности активизируется свой исследовательский аппарат. Агентство, специализирующееся на управлении ИМК, анализирует данные исследований и вносит оперативные изменения в процесс маркетинговых коммуникаций.
Самостоятельные исследовательские стратегии в формате ИМК могут развиваться по нескольким траекториям. Под траекториями мы подразумеваем направления развития исследований в ходе реализации стратегии ИМК.В зависимости от характера целей и задач ИМК можно обозначить следующие исследовательские траектории (рис. 15.6):
1. Управленческая траектория. Связана с изучением и оценкой внутриорганизационных ресурсов в контексте реализации ИМК.В рамках управленче-
ской траектории преимущественно исследуются и оцениваются цели, миссия и структура организации, выявляются каналы формальных и неформальных коммуникаций. Следование управленческой траектории позволяет нам оценить существующие организационные барьеры на пути реализации ИМК, соотнести идею маркетинговых коммуникаций с целями и ресурсами организации. Результатом воплощения управленческой траектории является гармонизация стратегии ИМК с целями и возможностями организации. При этом следует иметь в виду, что корректируются не только ИМК, но и каналы внутриорганизаци-онных коммуникаций приводятся в соответствие с изменившейся маркетинговой стратегией.
2. Рыночная траектория. Позволяет определить точные координаты организации-заказчика относительно других корпоративных акторов (деятелей).При этом акцент делается, с одной стороны, на объективные показатели(объем рынка; рыночный сегмент, занимаемый данной фирмой; объемы продаж в долгосрочном и краткосрочном периодах, сезонные колебания), а с другой — на субъективные показателикачества маркетинговых коммуникаций (отношения с партнерами и поставщиками; основные конкуренты и их позиция). Здесь следует сразу добавить, что с точки зрения управления интегрированными коммуникациями взаимодействие с потребителем целесообразней выделить в самостоятельную траекторию, поскольку данный аспект требует особо внимательного подхода. Используя рыночную траекторию, мы можем успешно адаптировать универсальные технологии ИМК к специфическим условиям конкретной отрасли.Развивая исследования по рыночной траектории, мы получаем «топографическую карту» сегмента, в котором работает организация. Отслеживая перемещения организации по ее карте рыночного сегмента, можно оперативно оценивать успешность реализации ИМК.
3. Потребительская траектория. Включает в себя весь спектр исследований целевых аудиторий.Сочетание классических инструментов исследования потребительского поведения и самых продвинутых PR-технологий создает уникальную возможность для
Гша 15
выстраивания двухсторонних коммуникаций с потребителем. Потребительская траектория исследований представляет особую ценность, так как опирается на непрерывные прямые коммуникации с потребителями. Уже сам момент коммуникации оказывает влияние на потребительское поведение в будущем, а потому даже обычный массовый опрос, с точки зрения ИМК может рассматриваться не только как сбор первичной информации, но и как один из видов коммуникационного promotion.
4. Экономико-аудиторская траектория. Нацелена на анализ данных с помощью статистических и экономико-математических методов.В данном случае анализируется экономическое состояние фирмы: рассчитываются основные экономические показатели, определяются финансовые ресурсы. Особое значение данный вид исследовательской траектории приобретает, когда с помощью ИМК компания осуществляет экспансию на новые рынки сбыта, и в этом случае необходима четкая и достоверная информация об экономическом «запасе прочности» в случае возникновения форс-мажорной ситуации.
5. Коммуникационная траектория. Направлена на проведение комплексного анализа общественных коммуникаций, участником которых является компания.В частности, оценивается существующая рекламная политика фирмы, анализируется позиция компании в медиа-пространстве (например, ожидаемый имидж компании соотносится с реальным, реконструируемом посредством медиа-анализа), определяется наличие либо отсутствие продуманной PR-стратегии, выявляются незадействованные каналы маркетинговых коммуникаций. Полностью реализуемая коммуникационным агентством, эта траектория составляет главное содержание исследовательской части ИМК. Остальные исследовательские стратегии могут быть активизированы в случае необходимости.
Представленные выше исследовательские траектории охватывают максимально широкий спектр аналитических задач, возникающих в ходе оптимизации и развития маркетинговых коммуникаций. Каждая из аналитических задач требует профессионального подхода к своему решению. Так, очевидно, что управлен-
Вд РИi ишегрцроваииым ыарквтниговым иммумаицим________________
ческая траектория наилучшим образом реализуется консалтинговыми агентствами в сфере менеджмента, рыночная — специалистами по макроанализу рынков и отраслевой политике, потребительская — маркетинговыми и социологическими фирмами, экономико-аудиторская — финансовыми аудиторами, налоговыми консультантами, наконец, коммуникационная — специализированными PR-компаниями и коммуникационными агентствами.
Каково же участие коммуникационного агентства в общем, исследовательском процессе в рамках ИМК? Тут следует говорить о нескольких задачах, решаемых коммуникационными агентствами. Прежде всего коммуникационное агентство совместно с компанией-заказчиком и ее партнерами вырабатывает исследовательскую стратегию в приложении к ИМК.Тут следует отметить, что коммуникационное агентство никоим образом не стремится «отодвинуть» имеющихся партнеров компании-заказчика, иными словами, бизнес-коммуникаторы не будут разрушать сложившуюся систему связей между компанией-заказчиком и ее консалтинговым или маркетинговым агентством. Напротив, практическая идеология ИМК заключается в получении максимального эффекта от сотрудничества самых разных деятелей в сфере общественных коммуникаций.Далее, коммуникационное агентство становится соучастником процесса исследования,однако это соучастие не означает наступления на профессиональную автономию других партнеров: корректируются лишь цели исследований, приводимые в соответствие с требованиями ИМК, но отработанные и методологически релевантные технологии исследований остаются незыблемыми. После того как различные фирмы провели ряд исследований, требуется комплексный анализ их результатов и включение их в работу ИМК. В данном случае коммуникационное агентство использует прием в аналитической сборки»^ помощью которого исследовательские результаты сначала отбираются с учетом ИМК-стратегии, а затем инкорпорируются в содержание коммуникационного процесса, влияя на его исход. Дополнительной функцией коммуникационного агентства является недопущение информационного коллапса, который мо-
Глава 15
!■ га i июегритиым маииитын инщиицт
жет возникнуть в случае нескоординированности исследовательских стратегий в рамках ИМК. Результатом комплексного коммуникационного аудита, базирующегося на анализе исследований, является формулирование и реализация осевой идеи развития маркетинговых коммуникаций с учетом поставленных корпоративных целей.
кации. Задачи ИМК могут осуществляться в следующих исследовательских направлениях: изучение и оценка внутриорганизационных ресурсов, определение положения заказчика относительно конкурентов, исследование целевых аудиторий, анализ данных с помощью статистических и экономических методов, комплексный анализ общественных коммуникаций.
Резюме
• Для организации необходимо эффективно использовать все каналы массовых (контролируемых и неконтролируемых) коммуникаций для достижения корпоративных целей. Организация должна осуществлять контроль всех коммуникаций, которые важны для нее. Информационная среда постоянно меняется, в результате чего бросает вызовы организации: активизация всех видов коммуникации, налаживание двухсторонней связи, поиск адекватной реакции на изменения в обществе.
|