Взаимодействие со стейкхолдерами ■ 17.1. Социальная отчетность: классификация и популярность е Россои______________________
Российские компании активно интегрируют лучшие практики ведения бизнеса в свою деятельность. Это способствует повышению конкурентоспособности и эффективности корпоративного управления. Большинство ведущих отечественных компаний ведут свою деятельность в соответствии с универсальными принципами корпоративной социальной ответственности. Также расширяется практика подготовки и публикации нефинансовых отчетов, информирующих заинтересованные стороны о социальных, экологических, производственных и финансовых результатах работы компании. В Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов (РСПП) со- держится почти сотня документов, и их число постоянно растет: внесены нефинансовые отчеты 48 компаний, зарегистрированы 93 отчета, которые выпущены в период, начиная с 2000 года. В их числе: экологические отчеты (ЭО) — 23, социальные отчеты (СО) — 51, отчеты в области
устойчивого развития (ОУР) — 13. (см. табл. 17.1). Для того чтобы осознать нарастающую популярность нефинансовой отчетности в глобальном масштабе достаточно привести данные компании Corporate Register. Например, в период с 1990 года по 2003 год количество публичных отчетов возросло с нуля до 1200. При этом наибольшее количество отчетов появилось в Европе (58%), на втором месте находятся США (20%), Азия и Австралия (20%), и, наконец, медленнее в этом направлении движутся Африка и Средний Восток (2%). На настоящий момент (2004 г.) можно констатировать, что более 2000 компаний ежегодно представляют свой отчет в области устойчивого развития [10].
Источник: Библиотека корпоративных и социальных отчетов РСПП// http://dsp.rspp.net/
pjpj______________________________________ Гива 17
Следует отметить, что лидеры отечественной промышленности либо уже опубликовали социальный отчет, либо находятся в стадии его подготовки. Компании рассматривают процесс нефинансовой отчетности не только в качестве результативной PR-технологии, но и как возможность целевого развития собственных корпоративных социальных программ. Подготовка и публикация социального отчета — открытого документа, в котором содержатся данные, касающиеся результатов активности компании в области экологии, благотворительности, трудовых отношений, участия в развитии регионов и т. п., является одним из ключевых этапов корпоративной социальной деятельности. Сейчас процесс социальной отчетности запустили ведущие компании, работающие на российском рынке, — Лукойл, РАО ЕЭС, Норильский Никель, Уралсиб, РУСАЛ, Магнитогорский металлургический комбинат и др. Важная функция отчетности — дать общественности понять, что социально ответственная деятельность не является лишь внешним фасадом, не имеющим под собой идеологической базы и фактической практики. Это инструмент донесения до заинтересованных сторон миссии и политики компании, ее достижений и динамики развития. Отчетность стала широко распространенной практикой в ряду транснациональных корпораций. Это добровольная инициатива, также как и сама деятельность в области КСО.
Социальный отчет — это публичный инструмент информирования целевых аудиторий и общественности в целом о том, как, какими темпами и с какими результатами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении социальной политики, экономической устойчивости и стабильности. Социальная отчетность — процесс, в котором объединены исследовательские, управленческие и аналитические процедуры, направленные на повышение эффективности социальной, производственной и финансовой деятельности компании посредством составления и публикации корпоративного социального отчета. То есть результатом процесса социальной отчетности не обязательно является текст социального отчета — важнее интеграция соот-444 ветствующих стандартов организации социальной
Пщришы! сцшны! инея: сесшаиеие i Щшци
деятельности в систему корпоративного управления. Социальный отчет, как и другие виды нефинансовых корпоративных отчетов может быть представлен в различных форматах, самыми распространенными из которых являются:
• Тематическая брошюра/буклет (например, буклет «Северсталь. Социальные и культурные проекты: 2004-2006 гг.»).
• Тематический блок на корпоративном сайте.
• Глава в годовом отчете.
• Тематический отчет (например, «Экологический отчет» ЗАО «Северо-западная лесопромышленная компания»).
• Корпоративный социальный отчет (неверифициро-ванный/верифицированный — например, корпоративный социальный отчет МХК ЕвроХим).
• Отчет об устойчивом развитии (неверифицирован-ный/верифицированный).
Корпоративный социальный отчет позволяет компаниям не только представить информацию о своей корпоративной политике в консолидированном виде, но и довести ее до своих целевых аудиторий. Кроме того, собственный корпоративный социальный отчет дает компании значительные имиджевые и управленческие преимущества:
• Укрепление репутации компании как социально-ответственного корпоративного гражданина в международном и российском бизнес-сообществе.
• Дополнительная внешняя и внутренняя многоаспектная профессиональная оценка социальной активности компании.
• В потенциале уменьшение объема контроля со стороны надзорных органов.
• Рост нематериальных активов компании (в первую очередь стратегические вложения в корпоративный бренд).
• Содержательное насыщение имиджевых характеристик компании.
• Дополнительная возможность позитивного влияния на потенциальных инвесторов.
• Самостоятельные информационные поводы.
• Возможность точечного информационного воздействия на «труднодоступные» целевые аудитории
Паи 17
(представители государственных органов власти, общественных организаций, руководители и владельцы крупных компаний). • Оптимизация управления социальной активностью компании посредством аккумулирования и комплексного анализа информации обо всех сторонах социальной деятельности.
Мировая практика социальной отчетности подразумевает независимое валидирование процедуры и содержания корпоративного социального отчета. Это означает, что: —во-первых, сбор и анализ информации о социальной деятельности компании проводится в соответствии с одним из признанных международных стандартов (GRI — глобальная инициатива по отчетности, Accountability 1000 и т. д.); —во-вторых, содержание социального отчета и сопутствующих рабочих документов проходит независимую профессиональную экспертизу на соответствие требованиям международных стандартов; — в-третьих, содержание социального отчета доводится до ключевых целевых аудиторий — заинтересованных сторон.
Таким образом, корпоративный социальный отчет становится авторитетным документом, демонстрирующим цели, задачи и результаты социальной деятельности компании.
■ 17.2. Стандарты социальной отчетности______________
Расширяющаяся практика корпоративной социальной отчетности обросла институциональной оболочкой в виде международных и национальных стандартов нефинансовой отчетности. Большинство российских компаний ориентируются на стандарты отчетности GRIhAAIOOO.
GRI была создана в 1997 году Коалицией за экологически ответственный бизнес (The Coalition for Environmentally Responsible Economies, CERES) в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде (United Nations Environmental Programme, UNEP) для того, чтобы повысить качество, строгость и полезность
|