Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ириршвяый соцваяыыО ошчвш: исшашме в цШицпя

отчетности в области устойчивого развития. Ини­циативу поддержали и приняли в ней активное уча­стие представители бизнеса, некоммерческих групп защиты интересов организаций, специализирующих­ся в области учета, профсоюзов, инвесторов и многих других групп и организаций. Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative — GRI) — это долгосрочная международная программа с участием множества заинтересованных сторон. Ее цель — раз­работка и распространение Рекомендаций по отчет­ности устойчивого развития, применимых во всем мире. Рекомендации предназначены для добровольно­го использования организациями1 при составлении отчетов об экономическом, экологическом и социаль­ном влиянии их деятельности, а также производимых ими товаров и услуг на внешнюю среду2. Реко­мендации призваны помочь отчитывающимся органи­зациям проанализировать и представить заинтересо­ванным сторонам информацию о своем вкладе в до­стижение целей устойчивого развития.

Система отчетности GRI предназначена для исполь­зования в качестве общепринятой системы отчетности в отношении экономических, экологических и со­циальных результатов деятельности организации. GRI включает детальное описание учитываемых в отчете показателей (см. табл. 17.2). Система предназначена для использования организациями любого размера, отрасли и местоположения. Она учитывает особенно­сти деятельности широкого круга организаций — от малых предприятий до многоотраслевых компаний, действующих в глобальном масштабе. Система отчет­ности GRI включает как общие, так и специфичные для отдельных отраслей материалы, которые широкий круг заинтересованных сторон во всем мире признал универсально применимым и для подготовки отчетно-



1 В рамках проекта действуют коммерческие, государственные и
неправительственные организации. Все они охвачены миссией GRI.
На первом этапе особое внимание уделялось использованию
Рекомендаций коммерческими структурами; при этом всегда пред­
полагалось, что со временем к этой инициативе присоединятся
также государственные и неправительственные организации.

2 GRI использует термин «отчетность устойчивого развития» как
синоним «гражданской отчетности», «социальной отчетности»,
«отчетности тройного итога», «трехмерной отчетности».



сти о результатах деятельности организации в области устойчивого развития [4]. GRI — основа для отчетно­сти по экономическим, экологическим и социальным показателям деятельности организации в соответ­ствии со следующими принципами (рис. 17.1):

• излагают принципы отчетности и подробно описы­вают содержание отчетов устойчивого развития;

• помогают организациям в создании сбалансиро­ванного и адекватного представления об их эконо­мических, экологических и социальных показате­лях деятельности;

• способствуют сравнимости отчетов устойчивого развития различных организаций, в том числе при осуществлении деятельности на отдаленных друг от друга географических территориях;

• поддерживают системы эталонов и оценок показа­телей устойчивости, установленных отраслевыми кодексами, стандартами и добровольными инициа­тивами;

• служат инструментом взаимодействия с заинтере­сованными сторонами.

Наконец, принцип возможности проверки отчета связан с несколькими другими принципами, такими как сопоставимость, точность, нейтральность и полно­та представления информации. Этот принцип призван обеспечить соответствие процесса подготовки отчета и представленной в нем информации стандартам каче­ства, достоверности и другим аналогичным ожи­даниям.

Также распространен стандарт АА1000с более строгими методическим границами. Стандарт АА1000 — это общеприменимый стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчиво­го развития, а также оценки лежащих в его основе процессов, систем и уровня компетентности. Стандарт дает представление о ключевых элементах процесса верификации [7].

Институт социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability — «Accountability»)является ведущим международным институтом в области совершенствования корпоратив­ной отчетности в целях устойчивого развития. Серия АА1000, разработанная Институтом, предоставляет




 




 




 




 



организациям эффективные инструменты и стандарты управления отчетностью, и обеспечения ее качества. «AccountAbility» проводит актуальные научные иссле­дования, на основе которых формирует публичную политику, занимается профессиональным обучением и верификацией специалистов. Институт использует новаторскую открытую модель управления, предпола­гающую участие коллективных и индивидуальных чле­нов, в число которых входят представители бизнеса, общественных организаций и государственных струк­тур из разных стран мира. Стандарт верификации АА1000 предназначен в основном для использования верифицирующими организациями. Он дает представ­ление о том, как организовать и провести порученную им работу по проверке и верификации отчета. Кроме того, Стандарт верификации АА1000 призван1:

• помочь отчитывающейся организации в оценке, планировании, описании и осуществлении контро­ля над проведением работы по верификации отчета (включая внутреннюю верификацию), а также помочь совету директоров или правлению контро­лировать предоставление информации нефинансо­вого характера;

• предоставить возможность заинтересованным сто­ронам ознакомиться с результатами верификации и соответствующими отчетами и оценить их каче­ство;

• помочь организациям, составляющим стандарты, и лицам, формирующим политику, в разработке негосударственных добровольных стандартов, а также в развитии добровольных и обязательных аспектов отчетности организаций, в частности, тре­бований к отчетности и к верификации отчетов;

• помочь специалистам в области профессионально­го развития и обучения повысить свою квалифика­цию в области верификации и отчетности в целом.

1 Примеры использования и конкретных пользователей приве­дены в совместной публикации AccountAbility и Делового и обще­ственного центра Эшридж (The Ashridge Centre for Business and Society) (2002) «Беседы о Стандарте АА1000: Уроки первых лет (1999-2001)» (АА1000 Conversations: Lessons from the Early Years (1999-2001). См. также AccountAbility (2003) The State of Sustainability Assurance — 2003 (www.accountability.org.uk).



Основные характеристики стандарта АА1000:

1) охватывает весь диапазон показателей деятельно­сти организации, т. е. показатели устойчивости;

2) оценивает полноту понимания организацией пока­зателей ее собственной деятельности и ее влияние на внешнюю среду, а также учитывает мнения об этом заинтересованных сторон;

3) особо выделяет существенность содержания отчет­ности для заинтересованных сторон и точность раскрываемой информации, а также обращает вни­мание на политику организации и соблюдение обя­зательных норм;

4) закладывает основу для публичных заявлений о соответствии, которые будут способствовать возра­станию доверия к публикуемым отчетам по обеспе­чению устойчивости;


 

5) оценивает способность организации реагировать на запросы заинтересованных сторон и, тем самым, рассматривает отчетность как часть постоянного взаимодействия с ними;

6) учитывает не только текущее состояние дел, но и возможное изменение ситуации, т. е. не только то, как организация выполняет заявленную политику и достигает поставленных целей, но и то, насколько она способна соответствовать будущим стандартам и ожиданиям;

7) поддерживает и объединяет различные подходы к верификации качества, в которых задействованы многочисленные верифицирующие организации, подходы и стандарты, и в том числе обеспечивает соответствие «Рекомендациям по отчетности устойчивого развития», предложенным Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines);

8) применим к организациям различных видов и раз­меров, может использоваться верифицирующими организациями в разных географических, культур­ных и социальных условиях;

9) требует от верифицирующей организации под­тверждения ее компетентности и предоставления информации о характере отношений с отчитываю­щейся организацией (т. е. клиентом). Организации, использующие какую-либо часть

стандартов Серии АА1000, включая Стандарт вери­фикации АА1000, берут на себя обязательство учиты­вать интересы всех сторон, т. е. организации обязу­ются:

1) выявлять и изучать оказываемое ими социальное, экологическое и экономическое воздействие и соответствующие показатели своей деятельности, а также мнение об этом заинтересованных сторон;

2) учитывать запросы и потребности заинтересован­ных сторон и соответствующим образом реагиро­вать на них в политике и практической деятельно­сти организации;

3) предоставлять заинтересованным сторонам отчет о
своих решениях, действиях и их последствиях.
Есть также и ряд российских инициатив, обозна­
чающих универсальные подходы к реализации практи-


ки социальной отчетности (см. табл. 17.3). Более того, Торгово-промышленная палата России (ТПП РФ) раз­работала проект первого отечественного стандарта в области социальной отчетности. Стандарт предполага­ет наличие в социальном отчете компании вступитель­ной части (общие положения) и семь тематических разделов. Стандарт подготовлен с учетом базовых при­нципов международных стандартов корпоративной социальной отчетности АА 1000, разработанных Британским Институтом по социальной и этической отчетности, и Стандарта, именуемого «Руководство по отчетности устойчивого развития», разработанного в рамках Глобальной инициативы по отчетности. Кроме того, в Стандарте Торгово-промышленной палаты РФ учтены те требования, которые в современных усло­виях предъявляются к российскому бизнесу в плане его социально ответственного поведения со стороны государства и общества. Отдельно следует отметить рамочные документы в области социальной ответ­ственности — Социальная хартия российского бизнеса (РСПП) и Меморандум о принципах КСО (Ассоциация менеджеров России).


Следование стандартам социальной отчетности в процессе подготовки нефинансового отчета подтверж­дается процедурой независимой верификации, кото­рая носит добровольный характер. Верификация— это метод, который с помощью ряда конкретных принци­пов и подходов позволяет оценить качество подгота­вливаемых организацией материалов, например, ее отчетов, а также существующих в организации систем, процессов и уровень компетентности, которые обеспе­чивают эффективность ее работы. Верификация пред­полагает, что результаты такой оценки будут открыты для широкой публики, что послужит для получателей отчета гарантией его достоверности. При выборе ком­пании верификатора компания имеет в своем распоря­жении следующие варианты:

Вариант 1. Верификаторы — крупнейшие миро­вые аудиторские компании — Deloitte Touche Tohmatsu (DTT), Emst&Young (E&Y), KPMG, Price-waterhouseCoopers. Преимущество — «громкое имя». Проблема — высокая цена.

Вариант 2. Верификаторы — авторитетные про­фессиональные аудиторские компании, не входя­щие в большую «четверку» — SGS, Бюро «Веритас» и др. Преимущество — высокое качество и опыт при более адекватной стоимости.

Имеются следующие преимущества верификации социального отчета:

• Независимая оценка содержания отчета как офи­циального корпоративного документа — рост дове­рия читателей к отчету.

• Имиджевая поддержка бренда компании-верифи­катора придает дополнительный вес отчету.

• Дополнительные возможности позиционирования отчета в информационном пространстве.

• Рекомендации, высказанные верификаторами мо­гут оказаться крайне полезными при подготовке следующего корпоративного социального отчета. Российские компании в основном выбирают 1-й или

2-й вариант, тогда как в Европе и США имеется множе­ство компаний и независимых некоммерческих органи­заций, оказывающих такие услуги. То есть верификато­ром не обязательно должна быть аудиторская фирма — социальная отчетность — это не бухгалтерская отчет-


       
   
 
 


ность. Верификатором могут выступать соответствую­щие университетские структуры и даже независимые авторитетные консультанты: PA Consulting Group, Pauffley, RPS Clouston Ltd, RPS Consultants Ltd, Rudall Blanchard Associates, Stanger Science & Environment, The Context Group, NextStepCorporations, The Corporate Citizenship Company, The SMART Company, TomTom Communications, Van Wyke Consulting, Arthur D Little Inc (USA), Communication Logistics Inc, Coopers & Lybrand LLP, JMJ Communications, LoCurto & Associates, Rowzie Public Relations и др. В целом процесс социаль­ной отчетности в России становится неотъемлемым элементом универсалистского корпоративного управ­ления компанией.

■ 17.3. Технология составления корпоративного
социального отчета_________________________

Одним из ключевых этапов корпоративной со­циальной деятельности служит подготовка и публика­ция социального отчета — открытого документа, в котором содержатся данные, касающиеся результатов активности компании в области экологии, благотвори­тельности, трудовых отношений, участия в развитии регионов и т. п. Для подготовки корпоративного социального отчета компании обычно отведены четко обозначенные, жесткие сроки. Поэтому системный подход к управлению процессом социальной отчетно­сти следует рассматривать в качестве базового принци­па работы над документом. Немаловажное место здесь занимает стратегическое и оперативное планирование всех этапов реализации процесса корпоративной социальной отчетности, позволяющее обеспечить оп­тимальное управление финансовыми, интеллектуаль­ными, организационными и административными ре­сурсами. Далее представлена постадийная эксплика­ция работ, проводимых в рамках реализации процесса корпоративной социальной отчетности, построенная исходя из критериев содержательности и реализуемо­сти (см. рис. 17.4 и рис. 17.5).

Приступая к запуску процесса социальной отчет­ности, нужно осознать, что этот процесс совсем не



похож на привычную подготовку рекламно-информа­ционных материалов — буклетов, брошюр и т. п. Суть социальной отчетности заключается не в том, чтобы «на выходе» получить красивую увесистую книгу, но в том, чтобы интегрировать принципы социальной отчетности в систему корпоративного управления. Поэтому сроки, в течение которых происходит под­готовка социального отчета, довольно продолжи­тельны — от трех месяцев до года. Социальная отчет­ность — непрерывный процесс, укорененный в систе­му управления.

Но в реальности для подготовки корпоративного социального отчета компании обычно отведены четко обозначенные, жесткие сроки. Многие компании, кото­рые только планируют начать процесс социальной отчетности впервые, отводят на это столько же време­ни, сколько на разработку буклета. Консультантам, спе­циализирующимся в области социальной отчетности переубедить своих клиентов в неверности такого под­хода бывает затруднительно и приходится проявлять чудеса трудоспособности для того чтобы уложиться в сверхжесткие сроки. И здесь системный подход к управлению процессом социальной отчетности следует рассматривать в качестве базового принципа работы над документом. Немаловажное место этом случае занимает стратегическое и оперативное планирование всех этапов реализации процесса корпоративной социальной отчетности, позволяющее обеспечить опти­мальное управление финансовыми, интеллектуальны­ми, организационными и административными ресурса­ми. Попробуем разделить весь процесс на стадии.

На подготовительной стадии предпринимаются организационные действия, необходимые для запуска процесса социальной отчетности. Прежде всего, соста­вляется и утверждается детализованное техническое заданиена подготовку социального отчета и разверну­тый календарный план, обеспечивающий эффектив­ный тайм-менеджмент процесса подготовки социаль­ного отчета. В задании четко обозначаются ключевые цели, задачи, видение будущих результатов и сроки выполнения работ, дается проект предварительного оглавления социального отчета. Если компания плани­рует первый выпуск социального отчета, то рекомен-


Пап 17

дуется посмотреть, как выглядят эти документы, выпу­щенные другими компаниями — это поможет хотя бы приблизительно оценить объемы работ. В то же время изучение лучшей практики в области социальной отчетности — необходимый элемент подготовительной стадии. Для сопоставления содержания социальной отчетности выбранных финансовых институтов реко­мендуется использовать информационные ресурсы GRI, AMP, РСПП, ТПП РФ и др. Дополнительно осу­ществляется выбор независимого верификатора кор­поративного социального отчета. Желательно, чтобы уже в самом начале процесса социальной отчетности в компании был специалист или группа специалистов, ответственных за координацию процесса. Рабочая группапо корпоративной социальной ответственности (КСО) формируется из числа менеджеров компании и внешних экспертов. Группа формируется для наблюде­ния за процессом подготовки корпоративного социаль­ного отчета и поэтапного внедрения принципов со­циальной отчетности с ориентацией на международ­ные стандарты. Группа обсуждает и принимает к дальнейшему процессу данные и материалы, которые планируется разместить в социальном отчете. Во мно­гих международных стандартах социальной отчетно­сти настоятельно рекомендуется создание такой груп­пы, позволяющей обеспечивать непрерывность про­цесса социальной отчетности. Социальный отчет — не дело одного-двух департаментов и рабочей группы по КСО, а процесс, касающийся большинства менедже­ров и сотрудников. Хорошим началом реализации социальной отчетности в компании служит проведение семинара (деловой игры) по теме КСО с рабочей груп­пой и представителями менеджмента компания. Целью семинара является выстраивание символического поля корпоративной социальной ответственности в созна­нии участников мероприятия и формулирование клю­чевых тематических направлений корпоративной социальной политики компании. Удачно проведенный корпоративный семинар послужит залогом того, что в дальнейшем все ведущие отделы и управления будут открыты и готовы к сотрудничеству при обращении к ним за информацией, требующейся для подготовки социального отчета.


Кврнаравивмый сщнины! оичеш: исшаиеие ■ цШими |

Следующей стадией является исследовательская.

В этот период осуществляется сбор качественных и количественных данных для подготовки социального отчета компании. Запросы на предоставление качест­венных и количественных данных формируются с ориентацией на показатели социальной отчетности международных стандартов. Поэтому в начале этой стадии рекомендуется максимально подробно изучить содержание стандартов и показатели, указываемые в социальном отчете. В ходе этого этапа производится разработка и внедрение формализованного инстру­ментариясбора и аккумулирования качественной и количественной информации по методологии между­народных стандартов. Основными инструментами сбора данных являются:

• Стандартизованные формы и опросные листы для получения первичных экономических данных (вну­трикорпоративная статистика и ключевые эконо­мические показатели).

• Опросные листы для получения первичных качест­венных показателей социальной деятельности ком­пании (кейсы, события, мероприятия, разовые акции и т. п.).

• Гайды полуформализованных интервью с предста­вителями топ-менеджмента и сотрудниками компа­нии, ориентированные на получение мнений, оце­нок результатов и перспектив развития социальной деятельности компании.

• Анкеты для проведения регулярных опросов со­трудников компании по тематике КСО (периодич­ность опросов — не реже двух раз в год).

Далее производится обобщение и анализ показате­лей, необходимых для помещения в текст нефинансо­вого отчета компании. Для этого используются самые разнообразные методы количественного и качествен­ного анализа: тематический контент- и дискурсанализ внутрикорпоративных документов и материалов, от­носящихся к тематике КСО и устойчивого развития; мониторинг российского и зарубежного меда-про­странства с целью выявления и анализа имеющегося социального имиджа компании; сбор и статистиче­ский анализ экономических результатов деятельности компании с ориентацией на показатели международ-


ных стандартов социальной отчетности; экспертный опрос представителей топ-менеджмента компании; анкетный опрос сотрудников компании, участвовав­ших в планировании и реализации мероприятий кор­поративной социальной ответственности.

Написание текста отчета — это отдельная стадия процесса социальной отчетности. Качество текста социального отчета зависит не только от творческих способностей авторов, но от полноты собранной информации и качества ее анализа. К подготовке тек­ста отчета рекомендуется привлекать сотрудников и руководителей служб и отделов компании, являющих­ся экспертами в соответствующей области — это позволяет избежать фактических ошибок и неточно­стей в тексте. Сначала разрабатывается, корректи­руется и утверждается детализованное оглавление(синопсис) корпоративного социального отчета (см. рис. 17.6). После этого собственно пишется и утверж­дается текст отчета. Черновой рабочий текст отчета рекомендуется вынести на обсуждение рабочей груп­пы по КСО, и каждую главу передать на утверждение департаментам, компетентным в той или иной области от финансов и производства до экологии, благотвори­тельности, социального инвестирования. Параллельно с этим целесообразно провести встречи со стейкхол-дерами для обсуждения предварительных результатов социальной отчетности.

Предпечатная подготовка и публикация завершает этап подготовки отчета. Дизайну социального отчета рекомендуется уделять не меньше внимания, чем его содержанию — качественная упаковка будет способ­ствовать росту интереса к содержанию документа. Параллельно со сбором статистической и текстовой информации о компании целесообразно формировать библиотеку иллюстраций, которые позволят насытить отчет качественной визуальной информацией. При разработке дизайн-макета социального отчета нужно понимать, что социальный отчет — серьезный содер­жательный документ, где креативность ре должна идти в разрез с восприятием содержания. После того как текст отчета прошел утверждение, рекомендуется осуществить качественное литературное редактиро­вание и корректорскую правку — профессиональный


подход при работе с текстом социального отчета сви­детельствует о серьезности намерений компании в области нефинансовой отчетности и позволяет избе­жать опечаток и курьезов. Распространение отчета и процесс его независимой верификации — это отдель­ные этапы работы, о которых более детально мы пого­ворим в следующих публикациях. При распростране­нии социального отчета рекомендуется обратить вни­мание на следующие моменты:


Пива 17

• Лучше одновременно публиковать отчет в электро­нном и печатном виде.

• При верстке отчета активно использовать возмож­ности графического дизайна, рисунки и фотогра­фии.

• Целесообразно перевести отчет на английский язык для информирования зарубежных партнеров, инвесторов и НКО.

• Рекомендуется зарегистрировать отчет в Нацио­нальном регистре нефинансовых отчетов (http:// dsp.rspp.net), на портале GRI (www.corporate-register.com).

• Провести внутреннюю информационную работу по доведению содержания отчета до менеджмента и персонала.

■ 17.4. Взаимодействие со сгоеОшлдерами______________

Важным этапом подготовки социального отчета выступают диалоги и консультации с заинтересованны­ми лицами, для которых информация о социальной дея­тельности компании может оказаться значимой. Стейкхолдерами могут быть представители различных групп: местные сообщества, представители федераль­ных и региональных органов власти, банковское сообщество, представители некоммерческих организа­ций, журналисты СМИ, работники предприятий и т. п. (см. рис. 17.5). Обычно диалоги представляют собой сво­бодные обсуждения в контексте темы корпоративной социальной ответственности. Заинтересованные сто­роны (стейкхолдеры) — это индивиды, организации или сообщества, имеющие непосредственное отноше­ние к деятельности компании или связанные с ее дея­тельностью косвенно. Существует ряд форматов, стан­дартов и кодексов, которые организации могут выбрать для управления процессом взаимодействия со стей­кхолдерами. Цель этих стандартов состоит в том, чтобы улучшить способность организации к устойчивому раз­витию. Они включают Руководство по отчетности об устойчивом развитии GRI (касается правил составления и показателей отчетности), SA8000 (касается сертифи-472 кации предприятий в области трудовых отношений),


1ци|1шшы1 сощяьиы! ими: инниеие i цШнщ

серию документов АА1000 (касается систематической подготовки социальных отчетов на базе диалога со стей­кхолдерами) и модель управления качеством EFQM. На национальном уровне различные организации выпу­стили свои руководства и стандарты, касающиеся социальной ответственности корпораций. Так, напри­мер, во Франции это стандарт SD21000; в Велико­британии — SIGMA; в Австралии — AS8003; в Израиле — Стандарт SI10000. На международном уров­не они будут дополнены ведущейся в настоящее время в Международной организации по стандартизации (ISO) разработкой международного руководства по социальной ответственности, в котором взаимодей­ствие со стейкхолдерами будет играть весьма важную роль. Существует также ряд полезных ресурсов, разра­ботанных такими организациями, как «Мировой дело­вой совет по устойчивому развитию», «Бизнес за со­циальную ответственность», «Корпоративная социаль­ная ответственность в Европе», Инициатива «Будущее 500», «Британский Совет по окружающей среде», южноафриканский «Проект Калабаш», «Бразильский институт этики», индийская «Группа по разработке аль­тернатив развития» и «Международная ассоциация общественного участия» [3].

При идентификации групп стейкхолдеров как приоритетной аудитории рекомендуется учитывать:

• Уровень ответственности в принятии решений, отражающихся на деятельности организации.

• Степень влияния на деятельность компании.

• Степень близости к компании.

• Уровень представительности, отражение интере­сов и состава данной социальной группы.

• Потребность в дополнительном информировании о работе компании.

Важной составляющей процесса социальной отчет­ности является вовлечение стейкхолдеров в коммуни­кационный обмен.

• Форма вовлечения стейкхолдеров в диалог может
быть различной: круглые столы, групповые дискус­
сии, анкетные опросы, экспертные интервью, ин­
формационные рассылки. Стандарты GRI предпо­
лагают широкий спектр форматов консультаций со
стейкхолдерами.



• Обычно диалоги со стейкхолдерами предста­
вляют собой свободные обсуждения в контексте
темы корпоративной социальной ответственно­
сти.

Взаимодействие со стейкхолдерами — неотъемле­мый элемент процесса социальной отчетности, обес­печивающий обмен информацией между компанией и ее целевыми аудиториями. При организации взаимо­действия со стейкхолдерами рекомендуется обращать внимание на следующие аспекты:

• Следует провести предварительную аналитиче­скую работу по идентификации приоритетных групп стейкхолдеров. В рамках одной сессии со­циальной отчетности невозможно охватить все заинтересованные группы.

• Необходимо проинформировать потенциальных стейкхолдеров о целях и процедуре взаимодей­ствия в контексте КСО.

• По возможности перед взаимодействием следует предоставить стейкхолдерам максимально полную информацию об организации и ее социальной дея­тельности.

• Необходимо заранее заготовить гайд для общения со стейкхолдерами.

• Следует сформировать электронную базу данных стейкхолдеров с контактными данными и характе­ристикой вовлечения в диалог.

• Взаимодействие со стейкхолдерами может рассма­триваться в качестве информационного повода (особенно, если это диалог за круглым столом).

• Все взаимодействия со стейкхолдерами важно фиксировать на фото и аудио и обобщать в виде кратких отчетов и аналитических записок. В даль­нейшем это поможет при независимой верифика­ции и подготовке социального отчета.

• Диалоги со стейкхолдерами можно рассматривать как часть PR-коммуникации, направленной на уста­новление контактов с выбранными целевыми груп­пами.

• Предварительная рассылка материалов.

• Фиксирование хода встречи на аудио и фото.

• Подготовка материалов для информирования стей­кхолдеров на второй встрече по итогам первой.


Глава 17

• Внутренняя оценка итогов диалогов со стейкхолде­рами.

• Наличие независимого модератора встречи.

• Ограничение число участников — не более 20 — 25 человек.

• Организация обратной связи непосредственно на мероприятии — анкетирование.

• Правильная организация пространства — формат «круглого стола».

При организации взаимодействия со стейкхолдера­ми следует учитывать возникающие коммуникацион­ные риски, главными из которых являются:

• Неверная идентификация стейкхолдеров.

• Неверный выбор формы вовлечения стейкхолде­ров.

• Непонимание целей и формата мероприятия.

• Резкие замечания, к которым не готовы представи­тели компании.

• Проблемы явки на диалог.

• Неготовность представителей компании и стей­кхолдеров.

• Отсутствие интереса со стороны стейкхолдеров.

• Вовлечение стейкхолдеров носит фрагментарный характер.

В целом результативность взаимодействия со стей­кхолдерами может быть оценена в контексте несколь­ких аспектов: во-первых, с точки зрения предоставле­ния заинтересованным сторонам информации для принятия решений и действий, оказывающих влияние как на компанию, так и на общество в целом; во-вто­рых, с позиции способности объединения ресурсов (знания, персонал, денежные средства и технологии) для совместного решения проблем; в-третьих, диалоги со стейкхолдерами способствуют более справедливо­му и устойчивому развитию путем предоставления возможности быть услышанными тем, кто имеет на это право; в-четвертых, работа с заинтересованными сторонами позволяет лучше понять заинтересованные стороны и экономические условия, в том числе ситуа­цию на рынке, а также более эффективно управлять риском и репутацией.

Более подробные описания организации взаимо­действия с заинтересованными сторонами содержатся


Црираины! свщиьиы! мчеи: иманене ■ цШщи

в стандартах по составлению социальных отчетов и в «Практическом руководстве по организации взаимо­действия со стейкхолдерами», выпущенном ООН и AccountAbility. Это пособие было разработано для использования как в рамках организаций в целом, так и для реализации отдельных проектов или процессов. Компания может настроить его на свои индивидуаль­ные потребности, вытекающие из особенностей проекта или нужд организации, опираясь на докумен­ты и материалы, размещенные на ресурсе www.accoun-tability.org.uk, также можно вносить изменения.

Мировая практика социальной отчетности подра­зумевает независимое валидирование процедуры и содержания корпоративного социального отчета.

Резюме

• Следует отметить, что лидеры отечественной промыш­ленности либо уже опубликовали социальный отчет, либо находятся в стадии его подготовки. Большинство российских компаний ориентируются на стандарты отчетности GRI и АА1000. Компании рассматривают про­цесс нефинансовой отчетности не только в качестве результативной PR-технологии, но и как возможность целевого развития собственных корпоративных социаль­ных программ.

• Социальный отчет — это публичный инструмент инфор­мирования целевых аудиторий и общественности в целом о том, как, какими темпами и с какими результата­ми компания реализует заложенные в своих стратегиче­ских планах развития цели в отношении социальной политики, экономической устойчивости и стабильности.

• На подготовительной стадии процесса социальной отчет­ности предпринимаются организационные действия, необходимые для запуска процесса социальной отчетно­сти. Следующей стадией является исследовательская. В этот период осуществляется сбор качественных и коли­чественных данных для подготовки социального отчета компании. Запросы на предоставление качественных и количественных данных формируются с ориентацией на показатели социальной отчетности международных стандартов. Далее производится обобщение и анализ показателей необходимых для помещения в текст нефи­нансового отчета компании. Написание текста отчета — это отдельная стадия процесса социальной отчетности.


___________________________ Гии 17

Качество текста социального отчета зависит не только от творческих способностей авторов, но от полноты собран­ной информации и качества ее анализа. • Важным этапом подготовки социального отчета высту­пают диалоги и консультации с заинтересованными лицами, для которых информация о социальной деятель­ности компании может оказаться значимой. Стейк-холдерами могут быть представители различных групп: местные сообщества, представители федеральных и региональных органов власти, банковское сообщество, представители некоммерческих организаций, журнали­сты СМИ, работники предприятий и т. п. Взаимо­действие со стейкхолдерами — неотъемлемый элемент процесса социальной отчетности, обеспечивающий обмен информацией между компанией и ее целевыми аудиториями.

Темы pi саммвгамнегв вздчеш

1. Перспективы и ограничения нефинансовой отчетности среднего и малого бизнеса.

2. Социальный отчет как PR-инструмент.

3. Раскрытие информации в нефинансовом отчете и соблю­дение коммерческих интересов компании: искусство компромисса.

4. Дизайн и верстка нефинансового отчета.

5. Информационная поддержка процесса нефинансовой отчетности.

lupicu jii ifсджденя

1. Какие отделы и департаменты внутри компании в пер­вую очередь должны работать над реализацией процесса социальной отчетности?

2. По Вашему мнению, насколько целесообразно следовать одному из международных стандартов в процессе подго­товки социального отчета?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.