Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. — Киев, 1980. Шадриков В Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.
Шадриков В Д. Введение в психологическую теорию профессиональ ного обучения.— Ярославль, 1981. • <
Шадриков В Д., Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации / Проблемы индустриальной психологии. — Ярославль, 1979.
Шрейдер Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств / Проблема системогенеза деятельности. — Ярославль, 1980.
Grit её S. The vocational choice. — N.Y., 1964.
Professional burnout: Resent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, — Washington DC: Taylor&Francis, 1993,
Вопросы для самопроверки
Назовите основные стадии профессионализации личности.
В чем заключается механизм профессионализации способностей?
3. Что такое профессиональная деформация личности и в каких сфе рах она проявляется?
В чем сущность феномена психического выгорания и его основные
Характеристики?
О7
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _________
Назовите основные подходы к изучению феномена выгорания.
Чем отличается стресс от психического выгорания?
Что такое карьеровое консультирование?
Глава4.
ПРИКЛАДНАЯПСИХОЛОГИЯ
ТРУДА
Темы рефератов
1. Проблема профессионализации личности в отечественной психо логии.
Формирование мотивации профессиональной деятельности.
3. Проблема профессиональной деформации в отечественной психо логии.
4. Профессиональная деформация личности следователя как пример отрицательного влияния профессии на личность.
5. Феномен психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии: сущность, причины возникновения.
Методы диагностики психического выгорания.
V . ■ (
ОТБОР
Одна из основных прикладных задач в области психологии труда — это разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора специалистов. Как только человек стал использовать в процессе труда сложную технику (паровозы, автомобили, летательные аппараты, телефонные станции), сразу же возникла проблема оценки профессионалов и прогнозирования профессиональной пригодности учеников. Уже в исследованиях, проводившихся более ста лет назад, было подтверждено положение о том, что индивидуальные психологические, фи-f зиологические особенности, профессиональная подготовлен-1 ность, другие характеристики связаны с показателями производительности и безопасности труда. За прошедшее время отношение к процедуре профотбора неоднократно менялось, прежде всего, в вину ему ставили антигуманность и дискриминационную сущность. Однако сама по себе проце-| дура профотбора не может обладать такими характеристи-| ками, все дело в целях, которые он решает, а профотбор —! это лишь одно из средств, позволяющих человеку раскрыть свои потенциальные возможности в труде, достигнуть высоких производственных показателей, снизить вероятность несчастных случаев и аварийных сбоев.
Широкое практическое внедрение и популяризация профотбора — заслуга, прежде всего, Г. Мюнстерберга. Хотя профотбором психологи занимались и до опубликования его работ, именно он доказал преимущества научного экспериментально-психологического подхода к отбору профессиональных кадров по сравнению с интуитивными или житейскими представлениями. Исследования Г. Мюнтерберга строились по трем направлениям: изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психологических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия
и
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯТРУДА
Профессиональный отбор
в
с
этих функций в той или иной деятельности; исследов$ни< нервно-психического напряжения в процессе деятельности^ создание адекватных моделей трудового процесса и проведе? ние экспериментального обследования кандидатов.
Профессиональный отбор возник как метод, позволяв ющий преодолеть несоответствие человека и профессии, до* биться наивысшей эффективности трудовой деятельности достигнуть наибольшей удовлетворенности работников свс им трудом. В настоящее время актуальность профотбора обусловлена как дальнейшим усложнением техники и во% растанием цены ошибок (что такое авария на атомном реа|| торе, сейчас знают все), так и особым вниманием к субъект субъектным видам деятельности (например, к деятельное руководителя, которая в нашей стране за последние годэ наполнилась новым содержанием; изменяющиеся вненп-условия деятельности, высокая ответственность за эконом] ческие, социальные, экологические последствия решени руководителя предъявляют определенные требования к л ности управленца). Конечно ше9 профотбор — это не прих его применение требует глубокого обоснования. Прежде ч рассматривать современные представления о процедуре пр< фессионального отбора и дать рекомендации по его провед< нию, сравним три определения профотбора.
Профессиональный отбор — научйо обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду труда.
Профессиональный отбор — специально организованны] исследовательский процесс, цель которого — выявление определение с помощью научно обоснованных методов ст пени и возможности формирования медицинской, психо л с гической и социально-психологической пригодности претеч| дентов на обучение сложным, ответственным профессии или на занятие соответствующих вакансий и, исходя из эт< го, оказание предпочтения тем из них, которые имеют выс< кий уровень (оценку) профессионально важных свойств благоприятные перспективы их развития и потому мо] рассматриваться как потенциально более полезные работ] ки по отношению к тому или иному виду труда.
Профессиональный отбор — комплекс мероприятий, правленных на выделение лиц, которые по своим психол* гическим и физиологическим качествам, состоянию здорс вья и физического развития, уровню базового образованы;
наиболее пригодны к обучению и последующей трудовой деятельности по конкретной профессии (специальности). _
В каждом из этих определений идет речь о необходимости достижения максимального соответствия человека требованиям профессии. Эти требования не ограничиваются лишь психологической сферой. Реализовать процедуру профотбора силами только психологов невозможно. Требуется участие медиков, физиологов, специалистов в области профессионального образования. Сам же профотбор включает медицинский, физиологический, образовательный (педагогический) и психологический аспекты. В рамках психологии труда рассматриваются проблемы именно психологического профотбора. Конкретизируем определение профотбора в соответствии с его целями и задачами, решаемыми в рамках психологии. Психологический профотбор — специализированная процедура, направленная на определение состояния, степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требованиями конкретной профессии или специальности и способствуют успешному овладению и последующему эффективному выполнению трудовой деятельности.Другими словами, психологический профотбор — процедура, направленная на выявление степени психологического соответствия кандидата определенной профессии.
При проведении конкретной процедуры профотбора исследуются не все индивидуальные психологические качества, а только те из них, которые входят в группу профёссиоцаль-но важных. Профессионально важные качества (ПВК) — это качества, влияющие на эффективность деятельности ина успешность ее освоения.С понятием ПВК тесно связано поня-* тие профессиональной пригодности. Основная цель любого вида профотбора (медицинского, педагогического или психологического) — определение пригодности к профессии. Профпригодность — это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность.Профпригодность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы. Относительная профпригодность включает каче-
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Профессиональный отбор
ства, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека* Давая заключение о профпригодности, психологи опираются на информацию, полученную в ходе процедуры профо**-бора. Какие же этапы включает процедура профессионального психологического отбора?
Прежде чем приступить к реализации системы профотбора на практике, следует дать обоснованные ответы на вопрос ы:
— Нужен ли профотбор в каждом конкретном случае (не% обходимость и актуальность профотбора)?
— Какова задача профотбора (конкретизация содержания задачи)? |
— Насколько характеристики контингента, из которого^ производится отбор, позволяют решить поставленные зада чи (каковы эти характеристики)? I
— Каковы профессиональные требования к кандидата»! (перечень требований профессии)?
— Какие психодиагностические методики будут исполь зованы для оценки ПВК (безупречность методик с точки зре ния психометрики)? I
— Какова прогностическая ценность разработанной про! цедуры и эффективность разработанных рекомендаций (на сколько полученные в результате психодиагностического обследования результаты и их сравнение с требованиями деятельности позволят прогнозировать успешность при обу* чении и выполнении деятельности)? i
— Выбор организационной формы проведения психоло гического отбора (каким образом будет проводиться профос! бор, не будет ли он нарушением определенных этических принципов). |
Поиск ответа на каждый вопрос необходим для создания эффективной, высокопрогностичной системы профотбора* Создается подобная система пошагово, по определенным этапам:
1. Психологическое изучение деятельности. Необходимо для выявления требований конкретной деятельности к пси хологическим особенностям человека. В результате подоб ного исследования психологи составляют психограмму ~ систему психологических качеств и свойств, дифференци рующих людей по эффективности их труда. Иначе говоря, психограмма — это перечень ПВК. г
|