Разработка критериев эффективности деятельности, " ' м-------------------------------------- ■— ->—— —.- «п/мтттАтттггг ттг\Г\>КоГ»/»Т;Г/ЛТГС1 TF1»,-
ных обязанностей. Критерии необходимы для доказательства правильности выделенных ПВК и для оценки их информативности, «веса», значимости каждого качества.
3. Подбор методик для диагностики выбранных ПВК у кандидатов. Перевод выделенных качеств на язык диагностических методик, поиск психологических тестов, конструкты которых наиболее близки выделенным качествам. В результате формируется батарея тестовых заданий, которые будут выполнять претенденты.
■4. Предварительное измерение выделенных ПВК у работающих лиц. Сравнительный анализ результатов тестирования у полярных по эффективности деятельности групп, вычисление корреляций между показателями деятельности и показателями выполнения тестовых заданий. Возможно применение и других методов статистической обработки.
Собственно процедура црофотбора.
Но на этом работу по созданию системы профотбора рано считать законченной. Необходимо определить ее прогностическую степень путем сопоставления «диагноза» каждого кандидата с реальной успешностью его деятельности. На основании полученных оценок делается вывод о прогностической эффективности разработанной системы профотбора, вносятся необходимые коррективы. Однако на практике редко удается добиться того, чтобы прогноз профпригодности совпадал с последующей успешностью обучения или трудовой деятельности более чем на 70--~80%. Поэтому психологи заинтересованы в дальнейшей проработке процедуры профотбора.
Литература
Бодрое В А. Проблемы профессионального психологического отбора//
Психол. журн. 1985. Т. 6. № 2.
Бодрое В А., Орлов ВЛ. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. — М., 1998.
Гуревич КМ. Профессиональная пригодность и. основные свойства
нервной системы. — Мм 1970.
Котелова Ю&. Очерки по психологии труда: учебное пособие; — М.,
ГлаваА. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Профессиональная подготовка
ц
I I
Г!
Назимов ИЛ, Профориентация и профотбор в социалистическом об4 ществе.—М., 1972. . у
Решетников ММ. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США. // Психол. журн. 1987. Т. 1. № 3.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение профотбора и перечислите основные этапы про фессионального психологического отбора.
Всегда ли необходим профотбор и всегда ли он возможен?
Как определяется прогностическая ценность процедуры профотбора?)
4. Раскройте содержание фразы: «Рекомендации психологического! профотбора носят вероятностный характер».
5. Можно ли процедуру профотбора, разработанную на одном из пред; приятии отрасли, использовать на предприятии, находящемся в другом регионе?
Темы рефератов
1. Этапы разработки системы прогнозирования профессиональной эффективности.
Понятие и виды профессионально важных качеств.
Проблема профотбора в работах отечественных психотехников.
4. Возможности и ограничения процедуры профессионального пси хологического отбора.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Проблемы профессионального обучения и профессиональной подготовки становятся все более актуальными. Этому способствует ряд факторов:
• динамика мира профессий. С каждым годом ст&шошщтя больше различных профессий и специализаций;
• динамика профессиональных знаний. Последние деся тилетия характеризуются усилением динамики профессио нальных знаний. Требуются все более разнообразные и по стоянно обновляющиеся знания и навыки даже в рамках конкретных специальностей;
• изменение материальной базы конкретных профессий. Особенностью современности является быстрое моральное, техническое и технологическое старение производственной базы. Все чаще от специалистов требуется освоение нового оборудования, технологий, профессиональных понятий.
Эти и ряд других, более частных, факторов приводят к повышению роли профессиональной подготовки в обществе.
Профессиональное обучение связано с изменением поведения человека. Это активный специфический процесс, происходящий в учащемся. Профессиональное обучение — это социальная система обучения конкретной профессии.Основные задачи научного анализа профессионального обучения заключаются в следующем.
1. Выявление специфики и закономерностей формирова ния трудовых навыков в зависимости от их характера.
2. Исследование психологических особенностей органи зации трудовой деятельности.
3. Обеспечение формирования обобщенных трудовых на выков.
4. Изучение мотивации профессионального обучения и
профессиональной деятельности.
5. Изучение влияния состояний человека на эффектив ность профессионального обучения и способы их диагнос тики.
6. Исследование изменений в личности в процессе профес сиональной подготовки и их влияния на возможности само реализации в труде.
7. Разработка основ психологической оптимизации сис темы профессионального обучения.
Обучение — это всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. В процессе профессионального обучения постоянно происходит общение, посредством которого усваивается профессиональная информация, приобретается профессиональный опыт.
Обучение — это управление процессом приобретения новых зданий, формирование способностей и в целом когнитивных структур, организация познавательной активности ученика.Следует различать понятия обучение, научение
и учение.
Научение — внутренний процесс изменения познавательных и личностных структур человека.
Учение — промежуточный результат научения, означающий осознанное использование полученных знаний в конкретных поведенческих ситуациях.
Обучение—результативный уровень научения, характеризующийся приобретением нового опыта.Как любой вид
|