Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА §2. Профессионально! подготовка
{ ■ '--------------- :--------------------------
деятельности, обучение имеет системно-структурную организацию.
В организации учебного процесса обязательно присутствуют составляющие:
• предмет обучения — собственно те знания, умения и навыки, которые надо освоить;
• субъект учения (ученик) — человек, который желает ос* воить новые знйния и имеет определенные предпосылки для этого освоения;
• способы обучения — те средства, с помощью которых пе редаются необходимые знания и навыки;
• учитель (организатор учебного процесса) — человек, ко торый осуществляет управление, координацию и регуляцию деятельности ученика, пока последний не сможет делать это самостоятельно.
Каждый перечисленный элемент имеет свою собственную структуру и функциональные связи, кроме этого, все элементы имеют общую системную организацию, превращающую их в собственно систему обучения.
В процессе обучения формируются элементы индивидуального опыта, которые закрепляются у учащихся в форме знаний, умений, навыков.
Знания -—это информацияв виде понятий, поступающая извне и позволяющая сформировать абстрактную модель действительности.
Умения — промежуточный этап овладения новым способом деятельности.Выполнение деятельности вэтом слу* чае осуществляется под сознательным контролем и регули* руется значением.
Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, который вырабатывается в ходе его выполнения.Сформированное^ знаний, умений и навыков зависит от способностей человека.
Главная прагматическая цель профессионального обучен ния направлена на усвоение определенной совокупности навыков, умений и алгоритмов профессионального поведе ния. Организация системы профессиональной подготовку включает поиск возможностей управления процессом уче4
ПИЯ.
Основные факторы, влияющие на профессиональную под^ готовку:
• возраст обучаемых;
• специфика профессии;
• обучаемость (способность к обучению, т. е. легкость, с которой усваиваются знания, умения и навыки);
• мотивация.
В итоге профессиональной подготовки должна сформироваться личность профессионала. Процесс обучения обеспечивает человеку повышение продуктивности в определенной деятельности. Обнаружена взаимосвязь профессиональной продуктивности и возраста.
Было выявлено, что с возрастом творческая активность и продуктивность вначале возрастают, а затем падают, причем пики наивысшего подъема различны для разных сфер деятельности.
Современный подход к анализу профессионального обучения строится на понятии информации. Требование эффективной передачи информации обычно сводится к выбору наиболее адекватного метода обучения.
Вербальный метод обеспечивает передачу ученику абстрактной информации. Вербальные методы эффективны и экономичны в тех случаях, когда они используются для начальной ориентации по заданию или по работе, для постановки целей, для доведения до учащихся текущих результатов.
Демонстрационный метод обучения реализуется в виде показа (демонстрации) правильных знаний и действий. Он очень эффективен для взрослых учащихся. Задача педагога в этом случае — показать учащемуся с помощью демонстрации или наводящих указаний, что нужно делать. После демонстрации приемов работы обучаемым предлагается повторить это на практической деятельности.
Имитационный метод позволяет учащемуся попрактиковаться в выполнении задания в специально созданных ус-ловиях. Это метод обучения по типу «делай как я». Обучаемые, которым демонстрировали применяемые навыки, показали более высокие результаты, чем если бы они могли наблюдать это на модели. Здесь выявлен ряд следующих психологических феноменов.
Эффект статуса. Его суть выражается в том, что наблюдение за неопытным учителем менее эффективно, чем за неопытным учеником или опытным исполнителем.
! (
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Профессиональная подготовка
Эффект нового ученика. Если в группу численность: 3—5 человек приходит новый ученик с более высокой лификацией, то остальные члены группы начинают пок& зывать более высокие результаты. Если квалификация т вичка ниже, чем у членов группы, то или он начина< заниматься лучше, или вся группа снижает свою результат тивность. Последний случай в практике обучения име< наиболее яркое выражение.
Кроме базовых методов, в профессиональном обучении и< пользуются и частные, специфичные для конкретных целез
Визуальные указания: обучаемому наглядно демонстрщ руется верный и неверный пути решения задачи или испо. нения действия, затем ему предлагается выполнять заданий самому, сверяя с демонстрацией правильного исполнения? Следование за целью в условиях, когда обозначены и верный, и неверный курсы, больше способствует обучению, чем пр< сто ориентация на эталон. Наиболее полезны при профессз ональной переподготовке лиц среднего и старшего возраст* Это одна из форм мотивации, отличающаяся тивностью.
Мысленная практика: ученику предлагается мысленвй выполнять осваиваемое действие, многократно повторяя ег< В контрольных экспериментах обучаемые, выполняющ: мысленные упражнения, имели существенно более высоки* показатели, чем не выполнявшие никаких умозрительны: операций
При осуществлении учебной деятельности активизирую ся вся личность учащегося, поэтому организовать обучен] необходимо с учетом поведения личности в целом. Для это] разработан ряд нетрадиционных форм обучения. Наибсш популярны из них метод анализа конкретных ситуаций, с< Циально-психологическйй тренинг и игровое моделирование
Метод анализа конкретных ситуаций рс|^ан на ан||
лизе трудовых ситуаций — казусов. Ситуад$йй сформул ваны как совокупность факторов и признаков, отражающ конкретное событие трудовой деятельности, требующее к ких-либо оценок и организационных воздействий. В ситу ции всегда просматриваются межличностные отношени Задачей обучающихся является анализ и оценка ситуац и формулировка предложений по ее оптимизации. Выдел. ю|г Четыре вида возможных учебных ситуаций:
ф ситуация-иллюстрация, когда предлагается для обучения какой-то реальный конкретный случай как демонстрация модели поведения;
• ситуация-упражнение, в которой учащиеся должны про вести самостоятельную обработку части информации, для того чтобы найти правильное решение;
• ситуация-оценка, в которой предлагается уже готовое решение и требуется его оценить;
• ситуация-проблема, которая формулируется ка& ряд воп росов, а учащиеся должны их проанализировать и решить.
Методические приемы работы с ситуациями многообразны. Специфика данного метода делает его наиболее эффективным при решении проблем, связанных с организационными вопросами трудовой деятельности, проблемой конфликтных отношений, межличностным взаимодействием.
Социально-психологический тренинг (метод Т-группы). Основой социально^психологического тренинга является груцповая дискуссия. Участники активно обсуждают какую-либо проблему, значимую для всех. Участники должны сами сформулировать и обосновать свои позиции и точки зрения. Для проведения метода Т-группы необходим ряд условий:
• малочисленность (5—7 человек) группы;
• участие каждого участника в обсуждении проблемы;
• достаточная компетентность всех участников в обсуж даемой проблеме;
• группы, структурированные до обсуждения, формиро вание определенного типа эмоциональных отношений и вы явление неформального лидера.
Общение в тренинговой группе должно происходить свободно и раскованно. Основная цель учащихся — научиться слушать и понимать друг друга. Метод Т-группы наиболее эффективен для целей социальной адаптации и формированияй коррекции системы трудовыхотношений.
Метод игрового моделирования (ролевая игра). В последние десятилетия в практику профессиональной подготовки все в большей степени включается игровой метод. Этот метод призван сформировать навыки личностного поведения в самых различных профессиональных ситуациях. Игра включает разработку сценария, имитирующего какую-то профессиональную ситуацию. Группа участников, распределив между собой роли «героев» ситуации, проигрывает ее
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Профессиональная ориентация
в соответствующем своему пониманию варианте. Игры делят на деловые и учебные. Разработка игр учебного типа базируется на принципах:
• имитационно-игрового моделирования содержания про фессиональной деятельности: создание предметного и соци ального контекстов будущего труда;
• проблемности содержания;
• совместной деятельности;
• двухплановости игры: достижение игровых целей слу жит средством развития личности.
Большинство игр требует длительного времени и в основном представляет класс «руководитель—подчиненный», прививая навыки иерархического взаимодействия.
В ходе организации профессионального обучения активизируются все основные психологические механизмы и закономерности профессионального научения. В результате обучения происходит построение психологической системы деятельности.
Анализ теоретических аспектов проблемы профессионального обучения необходим для решения практической стороны организации системы профессиональной подготовки. На полученных в теоретических разработках идеях строится система диагностики профессиональной подготовки, формируются оптимальны^ программы обучения, совершенствуются средства и способы обучения.
Литература
Кудрявцев Т&. Психология профессионального обучения и воспитания. — М., 1985.
Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло* гии. — М., 1984.
Платонов KJC. Вопросы психологии труда. — М., 1970.
|