Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


§2. Профессионально! подготовка


 


       
   
 
 

{ ■ '--------------- :--------------------------

деятельности, обучение имеет системно-структурную орга­низацию.

В организации учебного процесса обязательно присутству­ют составляющие:

предмет обучения — собственно те знания, умения и
навыки, которые надо освоить;

субъект учения (ученик) — человек, который желает ос*
воить новые знйния и имеет определенные предпосылки для
этого освоения;

способы обучения — те средства, с помощью которых пе­
редаются необходимые знания и навыки;

учитель (организатор учебного процесса) — человек, ко­
торый осуществляет управление, координацию и регуляцию
деятельности ученика, пока последний не сможет делать это
самостоятельно.

Каждый перечисленный элемент имеет свою собственную структуру и функциональные связи, кроме этого, все элемен­ты имеют общую системную организацию, превращающую их в собственно систему обучения.

В процессе обучения формируются элементы индивиду­ального опыта, которые закрепляются у учащихся в форме знаний, умений, навыков.

Знания -—это информацияв виде понятий, поступающая извне и позволяющая сформировать абстрактную модель действительности.

Умения — промежуточный этап овладения новым спо­собом деятельности.Выполнение деятельности вэтом слу* чае осуществляется под сознательным контролем и регули* руется значением.

Навык — автоматизированный компонент сознательно­го действия, который вырабатывается в ходе его выполне­ния.Сформированное^ знаний, умений и навыков зависит от способностей человека.

* ;'■■

Главная прагматическая цель профессионального обучен ния направлена на усвоение определенной совокупности на­выков, умений и алгоритмов профессионального поведе ния. Организация системы профессиональной подготовку включает поиск возможностей управления процессом уче4



ПИЯ.

Основные факторы, влияющие на профессиональную под^ готовку:


 

• возраст обучаемых;

• специфика профессии;

• обучаемость (способность к обучению, т. е. легкость,
с которой усваиваются знания, умения и навыки);

• мотивация.

В итоге профессиональной подготовки должна сформиро­ваться личность профессионала. Процесс обучения обеспе­чивает человеку повышение продуктивности в определенной деятельности. Обнаружена взаимосвязь профессиональной продуктивности и возраста.

Было выявлено, что с возрастом творческая активность и продуктивность вначале возрастают, а затем падают, при­чем пики наивысшего подъема различны для разных сфер деятельности.

Современный подход к анализу профессионального обу­чения строится на понятии информации. Требование эффек­тивной передачи информации обычно сводится к выбору наиболее адекватного метода обучения.

Вербальный метод обеспечивает передачу ученику абст­рактной информации. Вербальные методы эффективны и экономичны в тех случаях, когда они используются для на­чальной ориентации по заданию или по работе, для поста­новки целей, для доведения до учащихся текущих резуль­татов.

Демонстрационный метод обучения реализуется в виде показа (демонстрации) правильных знаний и действий. Он очень эффективен для взрослых учащихся. Задача педагога в этом случае — показать учащемуся с помощью демонстра­ции или наводящих указаний, что нужно делать. После де­монстрации приемов работы обучаемым предлагается повто­рить это на практической деятельности.

Имитационный метод позволяет учащемуся попракти­коваться в выполнении задания в специально созданных ус-ловиях. Это метод обучения по типу «делай как я». Обуча­емые, которым демонстрировали применяемые навыки, показали более высокие результаты, чем если бы они могли наблюдать это на модели. Здесь выявлен ряд следующих пси­хологических феноменов.

Эффект статуса. Его суть выражается в том, что наблю­дение за неопытным учителем менее эффективно, чем за не­опытным учеником или опытным исполнителем.


! (


Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


Профессиональная подготовка


 


Эффект нового ученика. Если в группу численность: 3—5 человек приходит новый ученик с более высокой лификацией, то остальные члены группы начинают пок& зывать более высокие результаты. Если квалификация т вичка ниже, чем у членов группы, то или он начина< заниматься лучше, или вся группа снижает свою результат тивность. Последний случай в практике обучения име< наиболее яркое выражение.

Кроме базовых методов, в профессиональном обучении и< пользуются и частные, специфичные для конкретных целез

Визуальные указания: обучаемому наглядно демонстрщ руется верный и неверный пути решения задачи или испо. нения действия, затем ему предлагается выполнять заданий самому, сверяя с демонстрацией правильного исполнения? Следование за целью в условиях, когда обозначены и верный, и неверный курсы, больше способствует обучению, чем пр< сто ориентация на эталон. Наиболее полезны при профессз ональной переподготовке лиц среднего и старшего возраст* Это одна из форм мотивации, отличающаяся тивностью.

Мысленная практика: ученику предлагается мысленвй выполнять осваиваемое действие, многократно повторяя ег< В контрольных экспериментах обучаемые, выполняющ: мысленные упражнения, имели существенно более высоки* показатели, чем не выполнявшие никаких умозрительны: операций

При осуществлении учебной деятельности активизирую ся вся личность учащегося, поэтому организовать обучен] необходимо с учетом поведения личности в целом. Для это] разработан ряд нетрадиционных форм обучения. Наибсш популярны из них метод анализа конкретных ситуаций, с< Циально-психологическйй тренинг и игровое моделирование

Метод анализа конкретных ситуаций рс|^ан на ан||

лизе трудовых ситуаций — казусов. Ситуад$йй сформул ваны как совокупность факторов и признаков, отражающ конкретное событие трудовой деятельности, требующее к ких-либо оценок и организационных воздействий. В ситу ции всегда просматриваются межличностные отношени Задачей обучающихся является анализ и оценка ситуац и формулировка предложений по ее оптимизации. Выдел. ю|г Четыре вида возможных учебных ситуаций:


ф ситуация-иллюстрация, когда предлагается для обуче­ния какой-то реальный конкретный случай как демонстра­ция модели поведения;

ситуация-упражнение, в которой учащиеся должны про­
вести самостоятельную обработку части информации, для
того чтобы найти правильное решение;

ситуация-оценка, в которой предлагается уже готовое
решение и требуется его оценить;

ситуация-проблема, которая формулируется ка& ряд воп­
росов, а учащиеся должны их проанализировать и решить.

Методические приемы работы с ситуациями многообраз­ны. Специфика данного метода делает его наиболее эффектив­ным при решении проблем, связанных с организационными вопросами трудовой деятельности, проблемой конфликтных отношений, межличностным взаимодействием.

Социально-психологический тренинг (метод Т-группы). Основой социально^психологического тренинга является груцповая дискуссия. Участники активно обсуждают какую-либо проблему, значимую для всех. Участники должны сами сформулировать и обосновать свои позиции и точки зрения. Для проведения метода Т-группы необходим ряд условий:

малочисленность (5—7 человек) группы;

участие каждого участника в обсуждении проблемы;

достаточная компетентность всех участников в обсуж­
даемой проблеме;

группы, структурированные до обсуждения, формиро­
вание определенного типа эмоциональных отношений и вы­
явление неформального лидера.

Общение в тренинговой группе должно происходить сво­бодно и раскованно. Основная цель учащихся — научиться слушать и понимать друг друга. Метод Т-группы наиболее эффективен для целей социальной адаптации и формирова­нияй коррекции системы трудовыхотношений.

Метод игрового моделирования (ролевая игра). В послед­ние десятилетия в практику профессиональной подготовки все в большей степени включается игровой метод. Этот ме­тод призван сформировать навыки личностного поведения в самых различных профессиональных ситуациях. Игра включает разработку сценария, имитирующего какую-то профессиональную ситуацию. Группа участников, распреде­лив между собой роли «героев» ситуации, проигрывает ее


Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


Профессиональная ориентация


 


       
   
 
 

в соответствующем своему пониманию варианте. Игры де­лят на деловые и учебные. Разработка игр учебного типа ба­зируется на принципах:

• имитационно-игрового моделирования содержания про­
фессиональной деятельности: создание предметного и соци­
ального контекстов будущего труда;

• проблемности содержания;

• совместной деятельности;

• двухплановости игры: достижение игровых целей слу­
жит средством развития личности.

Большинство игр требует длительного времени и в основ­ном представляет класс «руководитель—подчиненный», прививая навыки иерархического взаимодействия.

В ходе организации профессионального обучения активи­зируются все основные психологические механизмы и зако­номерности профессионального научения. В результате обу­чения происходит построение психологической системы деятельности.

Анализ теоретических аспектов проблемы профессио­нального обучения необходим для решения практической стороны организации системы профессиональной подготов­ки. На полученных в теоретических разработках идеях стро­ится система диагностики профессиональной подготовки, формируются оптимальны^ программы обучения, совершен­ствуются средства и способы обучения.

Литература

Кудрявцев Т&. Психология профессионального обучения и воспита­ния. — М., 1985.

Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло* гии. — М., 1984.

Платонов KJC. Вопросы психологии труда. — М., 1970.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.