Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Профессиональная ориентация
ными организмами, микроорганизмами и условиями их ществования (агроном, зоотехник, микробиолог, ветериз
и т. д.);
• технрномические (человек—техника (неживая прз да)). Предметом труда в данной группе являются технич< кие объекты, вещества, материалы. Примерами такого профессий являются слесарь-сборщик, шофер, технолог щественного питания и т. п.;
• социономические (человек—человек). Предметом труда; данной группе являются отдельные индивиды или гр; людей (парикмахер* врач, учитель, психолог, продавец и т;
• сигнономические (человек—знак). Представители ной группы имеют дело со знаками, цифрами, символ* формулами, естественными и искусственными языкам? (чертежник-картограф, лингвист, программист, бухгалтер редактор издательств);
• артономические (человек—художественный образ] Представители этой профессиональной группы имеют
с фактами художественного отображения действительна (художник, архитектор, настройщик музыкальных инстр; ментов, актер театра и т. п.).
При отнесении той или иной профессии к одной из занных групп необходимо учитывать, что границы ме: группами весьма прозрачные и невозможно включить т* многомерное явление, как профессия, в одну группу.
В пределах каждого типа профессий выделяют классы цели деятельности, что составляет второй ярус классифи] ции. По данному признаку автор предлагает три класса п] фес сии:
• гностические, основная цель которых в распознав* объектов, их классификации: дегустатор, сбртировщ] фруктов (человек—природа); контролер ОТК, пиря||етр] (человек—техника); врач-рентгенолог, судебный;§§сспе] (социономические профессии) и т. д.;
• преобразующие, целью которых является изменение стояния объекта: агроном и зоотехник (человек—природа токарь, слесарь-ремонтник, водитель (человек—техник* учитель, тренер, экскурсовод (человек—человек) и т. д.;
• изыскательские, предполагающие отыскание новой формации или способов выполнения деятельности: летчз наблюдатель рыбного хозяйства, биолог-исследователь
ловек—природа); инженер-конструктор, раскройщик верха обуви {человек—техника); художник-дизайнер, композитор (человек—художественный образ). .
По признаку средств труда в рамках каждого класса выделяют профессии, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда (третий ярус классификации).
К вещественным орудиям относятся внешние по отношению к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. G вещественными орудиями труда имеют дело профессии:
• ручного труда (слесарь, картограф, художник);
• машинно-ручного труда, имеющие дело с механизиро ванными средствами или станками, с машинами с ручным управлением (машинист экскаватора, шофер, токарь, врач- стоматолог);
• связанные с применением автоматизированных и авто матических систем (оператор энергосистем, оператор стан ков с программным управлением и т. п.).
Невещественные (функциональные) орудия труда представляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия (жест, мимика, интонация), так и внутренние, психологические средства труда (мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).
По условиям труда (четвертый ярус) выделяют следующие группы профессий:
• в условиях, близких к бытовым (лаборант, бухгалтер, продавец и т. д.);
• в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей (агроном, инспектор госавтоинспекции, врач-рентгенолог, каменщик и т. п*);
• в необычных условиях: на высоте, под водой, под зем лей, при пониженных и повышенных температурах и т. п. (пожарный, водолаз, монтажник-высотник);
• в условиях повышенной ответственности за жизнь и здо ровье людей и материальные ценности (судья, хирург, вос питатель детского сада).
Предложенная классификация является рабочей и применяется в практике профессионального консультирования.
Юя-687 289
|