Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А.И. Подольского. — М., 199.1.

Решето в а ЗЛ. Психологические основы профессионального обуче*
ния. — М., 1985. /

Смирнов С Д. Педагогика и психология высшего образования: от тельности к личности.—М., 1995.

ХаккерВ. Инженерная психология и психология труда. — М., 198б|

Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 3. Ч. II. Профессиональное ^

Ыйе и отбор операторов. —М., 1991.


Вопросы для самопроверки

Что такое профессиональное обучение и каковы его основные задачи?

Структурные составляющие деятельности обучения.

3. Каковы основные факторы, влияющие на профессиональную под­
готовку?

Современные методы профессионального обучения.

Темы рефератов

Структура профессионального обучения.

Активные методы в профессиональном обучении.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Профессиональное развитие личности включает несколь­ко этапов, среди которых важное место занимает процесс выбора профессии. Он представляет собой часть жизненно­го пути человека, процесс принятия ряда решений, опреде­ляющих его дальнейшую профессиональную судьбу. Про­цесс выбора профессии— это всегда критический момент в жизни личности, и он требует определенной психологичес­кой поддержки, Тдаую поддержку и призвана осуществлять система профориентационнои работы.

Под профориентацией понимается научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личностьк общественно полезному труду, оказать ей помощьв выбо­ре профессии в соответствии с ее интересами, склонностя­ми и способностями и с учетом потребностей рынка труда.

Основные задачи профориентации условно делят на две группы: перспективные и ближайшие.



Конечными целями профориентации являются:

# установление оптимального соответствия мейсду лично­
стью и профессией;

• упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.

Достижение указанных целей будет способствовать повы­шению экономической эффективности профессиональной деятельности\ удовлетворенности человека своим трудом и сокращением энергетических ресурсов личности при овла­дении црофессиец.


■4


Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

ии выр

ся в рациональном использовании живого труда, улучше_ качественного состава работников; в сохранении здоро молодежи путем выявления йедицийских противопоказ и корректировки профессиональных планов; выявлени развитии интересов и способностей личности, наиболее с ветствующих будущей профессиональной сфере.

Формы профессиональной ориентации

Как научно обоснованная система мероприятий профо ентация включает ряд специфических по своему содер нию и целям форм.

Профессиональное просвещение имеет своей целью работку у учащихся знаний о мире профессий, способа условий осуществления профессионального выбора. В ляют две формы профессионального просвещения: п сиональную информацию и профессиональную пропаг

Профессиональная информация представляет собой
комление молодежи с основными профессиями и специа
ностями. Школьникам предлагаются сведения осодерж
труда, условиях материальной и социальной среды, сие
материального стимулирования, режиме труда и отдыха,
спективах развития данной профессии, формах и сроках
чения, возможностях должностного и квалификационй
роста. Особое внимание уделяется освещению основных
бований, которые предъявляются данной профессией к с
янию здоровья человека, уровню развития его психоло
ких и психофизиологических характеристик, личност
особенностям и уровню общеобразовательной и специрль
подготовки. Профинформационные мероприятия выполн
не только пассивно-ознакомительную, но и активно-в
тельную функцию. Поэтому в ряде случаев важное место!
нимает не просто сообщение информации о профессиях,
пропаганда некоторых из них. I

Профессиональная пропаганда имеет дело-с професми, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожй^ ся расширение их подготовки в связи с увеличением или реконструкцией производства. Профессиональная паганда при правильной ее постановке способствует фор: рованию активного отношения к проблемам своевреме


Профессиональная ориентация

го выбора профессии* к активизации у молодежи стремле­ния осуществить свой выбор.

В процессе работы государственных и частных предприя­тий, вузов наиболее широкое распространение получили та­кие формы профессионального просвещения, как издание различного рода печатной продукции, организация дней от­крытых дверей, выступления в средствах массовой инфор­мации представителей различных профессий, создание и показ фильмов и рекламных роликов по телевидению. Ши­рокая компьютеризация общественной жизни позволила подключить к этой работе и ресурсы системы Интернет.

Вместе с тем, эффективность проведения просветитель­ской работы зависит от качества и формы подачи информа­ции. Во избежание ошибок в этом виде работы необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессио­нальной информации. Информация должна быть :

• всесторонней. В сводке знаний о профессии необходимо
обратить внимание на все стороны профессиональной жиз­
ни, особое внимание — на перспективы роста в данной про­
фессиональной сфере;

• достоверной. Сведения о профессиях должны быть по­
лучены из надежных источников, которыми могут быть пе­
чатные издания, сведения, полученные от профессионалов,
данные психологического анализа деятельности и т. п.;

• объективной. Необходимо давать реальную картину про­
фессии со всеми ее достоинствами и трудностями. Недопус­
тимым является излишнее рекламирование тех или иных
сторон, приписывание профессии несуществующих досто­
инств.

При организации профессиональной информации необхо­димо учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессии воспринимается разными людьми по-разному. Причем есть характеристики профессии, которые являют­ся относительно стабильными и не претерпевают существен­ных изменений в зависимости от конкретного места работы. Это, в основном, содержание профессии, ее социально-эко^-номическая сторона, требования, предъявляемые к профес­сионально важным качествам человека. Характеристики же условий материальной среды, системы стимулирования, осо­бенностей взаимоотношений в каждой конкретной органи­зации имеют свою специфику. У молодежи, пришедшей на


Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


|3. Профессиональная ориентация


 


работу, наблюдается отождествление представлений о щ фессии с конкретным .местом работы. Отрицательное отн< шение работника к какой-нибудь одной характеристике (вза| имоотношениям с руководством) может привести к переш отрицательного отношения на всю профессию в целом.

Профессиональная консультацияпредполагает систе] мероприятий по психологическому освидетельствованию лип ности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессз ональной деятельности. Основной целью профконсультац] является исследование психологических и психофизиолог ческих особенностей личности, особенностей ее поведен] в различных условиях. Профессиональная консультация вэ полняет ряд функций, которые, с одной стороны, являю: отражением основной ее цели, а с другой — указывают осноз ные направления ее деятельности.

Выделяют три основных функции профессиональной коз сультации:

информационную, предполагающую сообщение школы
ку информации о конкретных особенностях профессии, пуи
и способах реализации своих профессиональных планов;

диагностическую — обследование состояния здоров]
и степени развития психологических характеристик личн*
сти в соответствий с требованиями профессии;

коррекционнуюу заключающуюся в рекомендации оз
танту (человеку, выбирающему профессию) соответств^
ющей сферы профессиональной деятельности и конкретн]
профессий в ней, а также коррекции профессиональных
нов в случае рассогласования требований профессии и о<
бенностей личности.

Конкретная работа профконсультанта с личностью про] дится индивидуально и включает ряд обязательных этапоз

Коммуникативный этап предполагает установлен] контакта с оптантом, формирование у него положительно] отношения к процессу консультирования. Эффективна данного этапа зависит, с одной стороны, от установок шко. ников, пришедших на консультирование, и, с другой сто) ны, от коммуникативных умений и степени психологич* кого такта консультанта.

Психодиагностический этап профконсультационшработы — этап, когда делается основной акцент на иссле^ ванне уровня выраженности психологических и психофи;


ологических характеристик субъекта. Изучению подверга­ются:

• мотивационная сфера личности, где дается характерис­
тика интересов, ценностных ориентации и других мотивов
выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и ус­
тойчивость;

• способности субъекта и особенности личности. Устанав­
ливается уровень выраженности свойств основных психичес­
ких процессов (памяти, внимания, мышления), психомотор­
ных качеств, личностных особенностей;

• подготовленность личности. Оценке подвергаются зна­
ния, умения и навыки по конкретным областям науки и
практики. Особое внимание уделяется не только воспроиз­
водству знаний, но и умению применять их при решении
конкретных проблем;

• самооценка и особенности формирования профессио­
нальных планов. В данном случае определяются реальность
самооценки, содержание и обоснованность жизненных пла­
нов, степень самостоятельности в их построении.

Коррекционный этап предполагает работу с оптантом в пла­не нахождения ему профессиональной сферы в соответствии с особенностями его личности. Основным моментом данного этапа является соблюдение принципа активности, согласно ко­торому решение о выборе профессии должно приниматься са­мим оптантом, а задача консультанта — подвести его к этому. В целях более эффективного соотнесения требований профес­сии с личностными особенностями и ориентации оптанта в мире профессий на этом этапе широко используются классифика­ции профессий.

Классификация профессий является важным этапом профконсультационной и профориентационной работы по следующим причинам:

• позволяет ристематизировать информацию о мире про­
фессий и наметить основное пути ориентации в нем;

• показывает историю и основные направления их разви­
тия, что создает почву для конструирования новых профес­
сий и специальностей;

• позволяет практическому работнику существенно мини­
мизировать затраты на профессиональное консультирова­
ние Например, в случае несоответствия между желаниями
или возможностями оптанта и выбранной им профессией


Глава 4, ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


§3. Профессионально! ориентация


 


психолог может рекомендовать ему родственную профессию, не проводя вновь психодиагностического обследования.

Существует огромное количество классификаций профес­сий, созданных для различных целей и применяемых в раз­ных областях науки и практики. Не все они с одинаковой степенью эффективности подходят для профориентационной работы. Данное обстоятельство, прежде всего, зависит от соблюдения основных принципов, положенных в основу их построения. Все принципы построения классификаций про­фессий подразделяют на две группы: общие и спедифичес-кие. К общим относятся принципы, соблюдение которых! обязательно для построения любой классификации, неза­висимо от ее предмета и назначения. Это принципы: един-! ства критериев, многоаспектное™ классификации, много мерности классификации, иерархичности.

Принцип единства критериев предполагает разделение профессий на отдельные группы на основе одних и тех ж критериев. Нарушением этого принципа будет, например деление профессий на две группы: социальные и професси с повышенной степенью ответственности.

Принцип многоаспектности классификации подразум вает наличие нескольких критериев, на основе которых про исходит деление профессий на отдельные группы. Это позво-| лит сделать классификацию более многосторонней разнообразной, раскрывающей многие стороны профессио нал ьной деятельности.

Принцип многомерности классификации заключаете в том, что любая классификация, в том числе и профессий должна основываться не просто на учете нескольких прве знаков, но на их взаимосочетании. Профессиональные груи| пы в этом случае будут отличаться по степени его выражен ности.

Принцип иерархичности предполагает выделение основ ных параметров, по которым будет производиться класси фикация профессий, и дополнительных признаков и харак теристик, позволяющих дифференцировать професси внутри выделенных групп.

Группа специфических принципов включает принци которые непосредственно относятся к построению класс фикации профессий. Это принципы: генетический, научн психологической обоснованности, единства производств


но-технической и психологической характеристик профес­сий, антропоцентричности.

Генетический принцип предполагает учет исторически сложившегося разделения труда, путей развития различ­ных профессий для установления родства между ними и их близости в отношении определенных особенностей деятель­ности.

Принцип научно-психологической обоснованности состоит в том, что любая классификация профессий должна, прежде всего, основываться на психологическом анализе деятельнос­ти. Он необходим для выделения оснований классификации и разделения профессий на группы в соответствие с выбранны­ми критериями. Несоблюдение этого принципа делает разра­батываемые классификации умозрительными и не пригодны­ми для практических целей.

Принцип единства производственно-технической и психологической характеристики профессий позволяет преодолеть различие между особенностями деятельности и особенностями личности работника в процессе построения классификации. Недостатком многих известных группиро­вок профессий является абсолютизация либо производ­ственной стороны, либо психологических особенностей личности, *ito делает практическое использование таких классификаций крайне затруднительным. Построение классификации следует начинать с непсихологических критериев, а уже внутри групп выделять подгруппы в за­висимости от их психологического содержания.

Принцип антропоцентричности предполагает учет воз­можностей индивидуального приспособления личности к требованиям профессии, возможностей преобразования личностью предметного оснащения трудовой деятельности как в рамках еубъектно-объектных, так и субъектно-субъект-ных отношений.

Классификация Е.А. Климова предполагает выделение четырех основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда. Группы, выделен­ные по указанным признакам, построены по типу ярусов.

Первый ярус составляют пять типов профессий, выделя­емых по предмету труда:

биономические (человек — живая природа). Представи­тели этих профессий имеют дело с растительными и живот-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.