Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А.И. Подольского. — М., 199.1. Решето в а ЗЛ. Психологические основы профессионального обуче* ния. — М., 1985. /
Смирнов С Д. Педагогика и психология высшего образования: от тельности к личности.—М., 1995.
ХаккерВ. Инженерная психология и психология труда. — М., 198б|
Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 3. Ч. II. Профессиональное ^
Ыйе и отбор операторов. —М., 1991.
Вопросы для самопроверки
Что такое профессиональное обучение и каковы его основные задачи?
Структурные составляющие деятельности обучения.
3. Каковы основные факторы, влияющие на профессиональную под готовку?
Современные методы профессионального обучения.
Темы рефератов
Структура профессионального обучения.
Активные методы в профессиональном обучении.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Профессиональное развитие личности включает несколько этапов, среди которых важное место занимает процесс выбора профессии. Он представляет собой часть жизненного пути человека, процесс принятия ряда решений, определяющих его дальнейшую профессиональную судьбу. Процесс выбора профессии— это всегда критический момент в жизни личности, и он требует определенной психологической поддержки, Тдаую поддержку и призвана осуществлять система профориентационнои работы.
Под профориентацией понимается научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личностьк общественно полезному труду, оказать ей помощьв выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда.
Основные задачи профориентации условно делят на две группы: перспективные и ближайшие.
Конечными целями профориентации являются:
# установление оптимального соответствия мейсду лично стью и профессией;
• упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.
Достижение указанных целей будет способствовать повышению экономической эффективности профессиональной деятельности\ удовлетворенности человека своим трудом и сокращением энергетических ресурсов личности при овладении црофессиец.
■4
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
| ся в рациональном использовании живого труда, улучше_ качественного состава работников; в сохранении здоро молодежи путем выявления йедицийских противопоказ и корректировки профессиональных планов; выявлени развитии интересов и способностей личности, наиболее с ветствующих будущей профессиональной сфере.
| Формы профессиональной ориентации
Как научно обоснованная система мероприятий профо ентация включает ряд специфических по своему содер нию и целям форм.
Профессиональное просвещение имеет своей целью работку у учащихся знаний о мире профессий, способа условий осуществления профессионального выбора. В ляют две формы профессионального просвещения: п сиональную информацию и профессиональную пропаг
Профессиональная информация представляет собой комление молодежи с основными профессиями и специа ностями. Школьникам предлагаются сведения осодерж труда, условиях материальной и социальной среды, сие материального стимулирования, режиме труда и отдыха, спективах развития данной профессии, формах и сроках чения, возможностях должностного и квалификационй роста. Особое внимание уделяется освещению основных бований, которые предъявляются данной профессией к с янию здоровья человека, уровню развития его психоло ких и психофизиологических характеристик, личност особенностям и уровню общеобразовательной и специрль подготовки. Профинформационные мероприятия выполн не только пассивно-ознакомительную, но и активно-в тельную функцию. Поэтому в ряде случаев важное место! нимает не просто сообщение информации о профессиях, пропаганда некоторых из них. I
Профессиональная пропаганда имеет дело-с професми, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожй^ ся расширение их подготовки в связи с увеличением или реконструкцией производства. Профессиональная паганда при правильной ее постановке способствует фор: рованию активного отношения к проблемам своевреме
Профессиональная ориентация
го выбора профессии* к активизации у молодежи стремления осуществить свой выбор.
В процессе работы государственных и частных предприятий, вузов наиболее широкое распространение получили такие формы профессионального просвещения, как издание различного рода печатной продукции, организация дней открытых дверей, выступления в средствах массовой информации представителей различных профессий, создание и показ фильмов и рекламных роликов по телевидению. Широкая компьютеризация общественной жизни позволила подключить к этой работе и ресурсы системы Интернет.
Вместе с тем, эффективность проведения просветительской работы зависит от качества и формы подачи информации. Во избежание ошибок в этом виде работы необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессиональной информации. Информация должна быть :
• всесторонней. В сводке знаний о профессии необходимо обратить внимание на все стороны профессиональной жиз ни, особое внимание — на перспективы роста в данной про фессиональной сфере;
• достоверной. Сведения о профессиях должны быть по лучены из надежных источников, которыми могут быть пе чатные издания, сведения, полученные от профессионалов, данные психологического анализа деятельности и т. п.;
• объективной. Необходимо давать реальную картину про фессии со всеми ее достоинствами и трудностями. Недопус тимым является излишнее рекламирование тех или иных сторон, приписывание профессии несуществующих досто инств.
При организации профессиональной информации необходимо учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессии воспринимается разными людьми по-разному. Причем есть характеристики профессии, которые являются относительно стабильными и не претерпевают существенных изменений в зависимости от конкретного места работы. Это, в основном, содержание профессии, ее социально-эко^-номическая сторона, требования, предъявляемые к профессионально важным качествам человека. Характеристики же условий материальной среды, системы стимулирования, особенностей взаимоотношений в каждой конкретной организации имеют свою специфику. У молодежи, пришедшей на
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
|3. Профессиональная ориентация
работу, наблюдается отождествление представлений о щ фессии с конкретным .местом работы. Отрицательное отн< шение работника к какой-нибудь одной характеристике (вза| имоотношениям с руководством) может привести к переш отрицательного отношения на всю профессию в целом.
Профессиональная консультацияпредполагает систе] мероприятий по психологическому освидетельствованию лип ности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессз ональной деятельности. Основной целью профконсультац] является исследование психологических и психофизиолог ческих особенностей личности, особенностей ее поведен] в различных условиях. Профессиональная консультация вэ полняет ряд функций, которые, с одной стороны, являю: отражением основной ее цели, а с другой — указывают осноз ные направления ее деятельности.
Выделяют три основных функции профессиональной коз сультации:
• информационную, предполагающую сообщение школы ку информации о конкретных особенностях профессии, пуи и способах реализации своих профессиональных планов;
• диагностическую — обследование состояния здоров] и степени развития психологических характеристик личн* сти в соответствий с требованиями профессии;
• коррекционнуюу заключающуюся в рекомендации оз танту (человеку, выбирающему профессию) соответств^ ющей сферы профессиональной деятельности и конкретн] профессий в ней, а также коррекции профессиональных нов в случае рассогласования требований профессии и о< бенностей личности.
Конкретная работа профконсультанта с личностью про] дится индивидуально и включает ряд обязательных этапоз
Коммуникативный этап предполагает установлен] контакта с оптантом, формирование у него положительно] отношения к процессу консультирования. Эффективна данного этапа зависит, с одной стороны, от установок шко. ников, пришедших на консультирование, и, с другой сто) ны, от коммуникативных умений и степени психологич* кого такта консультанта.
Психодиагностический этап профконсультационшработы — этап, когда делается основной акцент на иссле^ ванне уровня выраженности психологических и психофи;
ологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:
• мотивационная сфера личности, где дается характерис тика интересов, ценностных ориентации и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и ус тойчивость;
• способности субъекта и особенности личности. Устанав ливается уровень выраженности свойств основных психичес ких процессов (памяти, внимания, мышления), психомотор ных качеств, личностных особенностей;
• подготовленность личности. Оценке подвергаются зна ния, умения и навыки по конкретным областям науки и практики. Особое внимание уделяется не только воспроиз водству знаний, но и умению применять их при решении конкретных проблем;
• самооценка и особенности формирования профессио нальных планов. В данном случае определяются реальность самооценки, содержание и обоснованность жизненных пла нов, степень самостоятельности в их построении.
Коррекционный этап предполагает работу с оптантом в плане нахождения ему профессиональной сферы в соответствии с особенностями его личности. Основным моментом данного этапа является соблюдение принципа активности, согласно которому решение о выборе профессии должно приниматься самим оптантом, а задача консультанта — подвести его к этому. В целях более эффективного соотнесения требований профессии с личностными особенностями и ориентации оптанта в мире профессий на этом этапе широко используются классификации профессий.
Классификация профессий является важным этапом профконсультационной и профориентационной работы по следующим причинам:
• позволяет ристематизировать информацию о мире про фессий и наметить основное пути ориентации в нем;
• показывает историю и основные направления их разви тия, что создает почву для конструирования новых профес сий и специальностей;
• позволяет практическому работнику существенно мини мизировать затраты на профессиональное консультирова ние Например, в случае несоответствия между желаниями или возможностями оптанта и выбранной им профессией
Глава 4, ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
§3. Профессионально! ориентация
психолог может рекомендовать ему родственную профессию, не проводя вновь психодиагностического обследования.
Существует огромное количество классификаций профессий, созданных для различных целей и применяемых в разных областях науки и практики. Не все они с одинаковой степенью эффективности подходят для профориентационной работы. Данное обстоятельство, прежде всего, зависит от соблюдения основных принципов, положенных в основу их построения. Все принципы построения классификаций профессий подразделяют на две группы: общие и спедифичес-кие. К общим относятся принципы, соблюдение которых! обязательно для построения любой классификации, независимо от ее предмета и назначения. Это принципы: един-! ства критериев, многоаспектное™ классификации, много мерности классификации, иерархичности.
Принцип единства критериев предполагает разделение профессий на отдельные группы на основе одних и тех ж критериев. Нарушением этого принципа будет, например деление профессий на две группы: социальные и професси с повышенной степенью ответственности.
Принцип многоаспектности классификации подразум вает наличие нескольких критериев, на основе которых про исходит деление профессий на отдельные группы. Это позво-| лит сделать классификацию более многосторонней разнообразной, раскрывающей многие стороны профессио нал ьной деятельности.
Принцип многомерности классификации заключаете в том, что любая классификация, в том числе и профессий должна основываться не просто на учете нескольких прве знаков, но на их взаимосочетании. Профессиональные груи| пы в этом случае будут отличаться по степени его выражен ности.
Принцип иерархичности предполагает выделение основ ных параметров, по которым будет производиться класси фикация профессий, и дополнительных признаков и харак теристик, позволяющих дифференцировать професси внутри выделенных групп.
Группа специфических принципов включает принци которые непосредственно относятся к построению класс фикации профессий. Это принципы: генетический, научн психологической обоснованности, единства производств
но-технической и психологической характеристик профессий, антропоцентричности.
Генетический принцип предполагает учет исторически сложившегося разделения труда, путей развития различных профессий для установления родства между ними и их близости в отношении определенных особенностей деятельности.
Принцип научно-психологической обоснованности состоит в том, что любая классификация профессий должна, прежде всего, основываться на психологическом анализе деятельности. Он необходим для выделения оснований классификации и разделения профессий на группы в соответствие с выбранными критериями. Несоблюдение этого принципа делает разрабатываемые классификации умозрительными и не пригодными для практических целей.
Принцип единства производственно-технической и психологической характеристики профессий позволяет преодолеть различие между особенностями деятельности и особенностями личности работника в процессе построения классификации. Недостатком многих известных группировок профессий является абсолютизация либо производственной стороны, либо психологических особенностей личности, *ito делает практическое использование таких классификаций крайне затруднительным. Построение классификации следует начинать с непсихологических критериев, а уже внутри групп выделять подгруппы в зависимости от их психологического содержания.
Принцип антропоцентричности предполагает учет возможностей индивидуального приспособления личности к требованиям профессии, возможностей преобразования личностью предметного оснащения трудовой деятельности как в рамках еубъектно-объектных, так и субъектно-субъект-ных отношений.
Классификация Е.А. Климова предполагает выделение четырех основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда. Группы, выделенные по указанным признакам, построены по типу ярусов.
Первый ярус составляют пять типов профессий, выделяемых по предмету труда:
• биономические (человек — живая природа). Представители этих профессий имеют дело с растительными и живот-
|