Профессиональное консультирование
особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Таким образом, консультант должен учитывать не только пожелания, личностные и когнитивные особенности клиента, но и социокультурную ситуацию, а рамках которой он оказывает профессиональную помощь: в частности, состояние рынка труда, потребность в специалистах определенного вида и уровня, внутриорганизационные условия, а также особенности межорганизационных взаимодействий.
Профессиональное консультирование может осуществляться до приема человека на работу, например, во время школьного или профессионального обучения. В данном случае профессиональное консультирование как вид психологической помощи со стороны консультанта выступает в качестве одного из звеньев профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация представляет собой комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его психологических особенностей и потребностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
• профессиональная информация — ознакомление клиен^ та с современными видами производства, состоянием рын ка труда, потребностями организаций в квалифицирован* ных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требования ми, предъявляемыми профессиями к человеку, возможнос тями профессионально-квалификационного роста и самосо- вершенствования в процессе трудовой деятельности;
• профессиональный подбор — предоставление рекоменда ций человеку о возможных направлениях профессис деятельности, наиболее соответствующих его социально-пси хологическим, психологическим, психофизиологическим ш физиологическим особенностям, на основе результатов пси-* хологическои, психофизиологической ц медицинской ностик;
• профессиональный отбор — определение степей* сиональной пригодности человека кконкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с социально-псиг- хологическими, психологическими, психофизиоЛогическ]
требованиями, предъявляемыми со стороны данной профессии, рабочего места или должности.
Выделяют следующие цели профконсультирования субъекта в ситуации определения поля црофессиональной деятельности: помощь в принятии обоснованного решения о выборе профессии, помощь в выработке основных путей и способов освоения выбранной профессии. Данные цели реализуются через основные задачи:
• выявление факторов, определяющих выбор профессии, их содержательный анализ, установление соотношения меж ду ними;
• диагностика информированности клиента о предпочи таемых профессиях, дополнение и упорядочивание инфор мации, указание источников ее получения;
• диагностика особенностей личности субъекта выбора: потребностей, мотивов, способностей, характерологических особенностей и т. д.;
• показ психологической цены —■ степени сложности или легкости — и основных путей освоения профессии;
• оказание помощи в выработке правил и способов реф лексивного анализа процесса принятия решения о выборе
профессии.
В зависимости от решаемых задач профессиональная консультация носит информационный, диагностический, псй-хокоррёкционный или контролирующий характер.
Процедура профессиональной консультации осуществляется в три основных этапа.
1. Проводится предварительная беседа о факторах, путях, правилах выбора профессии, роли и функциях ирофконсуль- тации, формируется готовность клиента к активной деятель ности по планированию собственной карьеры; проводится диагностика интересов, склонностей, способностей и лично стных свойств клиента.
2. Подробное изучение предпочитаемых клиентом видов профессиональной деятельности, а также особенностей ког нитивной и личностной сфер, важных для освоения предпо читаемой деятельности.
3. Устанавливается соответствие личности клиента вы бранной сфере профессиональной деятельности, разрабаты ваются и корректируются планы развития карьеры, про^- грамма профессиональной подготовки.
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
|