Образ методов профессионального консультирования. Роли и функции психолога-консультанта в организации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Понятие, определение аттестации.Современная профессиональная деятельность требует не столько элементарной исполнительности и дисциплинированности, сколько наиболее полного использования знаний и способностей личности.
В общем смысле аттестацию понимают как всю систему оценки персонала. В более узком смысле — как часть системы оценки персонала, предусматривающую какие-либо конкретные процедуры оценки. Весь комплекс мер, включающий содержание, методы и субъектов оценки, называют системой аттестации.
Аттестация— специальный вид оценивания работника и реально выполненных им работ, направленный на выяв ление уровня квалификации в целях определения степени эффективности. v
Содержание аттестации.Общая модель системы показателей оценивания персонала включает оценку:
• реальных или необходимых личных качеств работника (знания, умения, навыки, личностные особенности);
• труда (временные затраты, сложность);
• реальных или нормативных результатов труда (индивиду ал ьные результаты работника, вклад в управленческие пока затели, вклад в производственные показатели предприятия).
Цели аттестации.С помощью аттестации может решаться несколько самостоятельных задач, связанных с управ лет нием персоналом в организации:
• изучение работника в целях продвижения по службе;
• выяснение возможностей продвижения на другие виды работ;
• определение уровня заработной платы и премий;
• установление оснований при понижении в должности;
• решение вопроса о прекращении трудового договора; в связи с увольнением или выходом на пенсию;
• принятие решения о зачислении в штат.
Функции аттестации.Выделяют три взаимосвязанных функции аттестации:
• административную — служит принятию администра тивных решений по управлению персоналом;
• информационную — информирование сотрудников об от носительном уровне их работы, сильных и слабых .сторонах деятельности, направлениях возможного совершенствова ния; удовлетворяет ли соответствующие социальные потреб ности личности и коллектива;
• мотивационную — оценка результатов деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Систематическое положительное подкрепление по ведения, ассоциирующегося с высокой производительнос тью, ведет к аналогичному поведению в будущем и служит условием стимулирования повышения квалификации.
Виды оценивания.Оценка работников по основным параметрам деятельности может быть: комплексной, локальной, пролонгированной, экспрессивной.
Комплексная оценка — наиболее сложный вид оценки, адресуемый деятельности в целом, складывающийся из исследования выполнения отдельных функций. Цель комплексной оценки состоит в получении общего впечатления о деятельности работника.
Локальное оценивание производится на основании результатов выполнения какой-либо однрй функции или даже ее части. Констатируется выполнение или невыполнение функции и устанавливаются причины.
Пролонгированная оценка осуществляется на основе изучения длительного периода трудовой деятельности в форме анализа отдельных документов, мнений и представлений людей о прошдрй итекущейдеятельности. Определение проекции прошлой деятельности на деятельность настоящую, выяснение совпадающих и различающихся компонентов. Выявленные совпадения являются информативным материалом, позволяющим составить мнение о стабильных и динамических характеристиках деятельности.
Экспрессивное оценивание относится к анализу текущей деятельности. Трудности данного вида оценки — в необходимости преодолевать эффекты непосредственного наблюдения и включения в деятельность, проявляющиеся во влиянии эмоционально окрашенных отношений. Основной
Глово 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
§5. Профессиональна! аттестация
фактор повышения эффективности оценки и ее воздействия на профессиональное развитие личности — систематичность. Методы аттестации.Наиболее распространенными методами оценки персонала являются следующие:
• Метод рангов. Предназначен для распределения работ ников по разрядам. При его использовании выделяют несколь ко факторов изучения работников, определяют степень соот ветствия оцениваемого лица каждому фактору, полученные очки суммируются в итоговую оценку. Указанный метод на зывают иногда методом распределения работников в зависи мости от результатов их деятельности.
• Метод сопоставления индивидов. Вначале выделяют ряд факторов оценки работников (обычно пять) и каждый фактор оценивают по степени сложности. После этого отби рают образцовых — наиболее точно соответствующих тому или иному фактору — работников и используют их в каче стве эталона при оценке остальных.
• Метод составления шкалы оценок. Связан с выделени ем,как правило, большего числа факторов (около 15), к ко торым прилагается специально разработанная шкала для оценивания. Выносится суждение об аттестуемом по каждо му фактору и подсчитывается суммированная итоговая оцен ка работника.
• Метод Пробста. Назван по фамилии предложившего его американского специалиста. Предусматривает составле ние проверочных таблиц или детальных описаний работни ков, содержащих большое число оцениваемых элементов. Оценщик тщательно изучает всех работников, отмечая их соответствие оценочным элементам или ясное понимание ими этих элементов. v
Кроме этих, существуют методы: оперативных отчетов, критического анализа результатов деятельности и др.
Разработкакомплексных систем оценки персонала.Системы оценки персонала в организации тесно связаны с концепцией работы с кадрами и с общей концепцией управления. Поэтому при разработке конкретных систем оценки персонала учитываются особенности персонала, связанные с географией района и национальностью (город, село, северяне, южане и пр.); характер деятельности предприятия (производство, сфера обслуживания, научные исследования и др.); тип руководства (авторитарный, коллегиальный, ко-
оперативный, патриархальный, семейный); тип экономической политики предприятия (консервативный, прогрессивный, коллаборационистский, охотно прибегающий к внешней помощи, даже если она ограничивает суверенитет предприятия); характер оборудования, взаимоотношения между администрацией и персоналом. Кроме перечисленного, программа оценивания должна быть ориентирована на тех служащих компании, деятельность которых является наиболее важной для успеха. Например, если успех компании зависит от превосходства в технологии, то программа оценивания должна строиться с учетом заинтересованности привлечь и удержать высококвалифицированный технический персонал. Если ключ к успеху лежит в организации сбыта продукции, целесообразно строить программу, функционально ориентированную на этот главный фактор.
Конкретные системы оценки персонала выражаются в самых различных формах: анкеты, вопросники, тесты и т.д.
Процедура аттестации.Основные вопросы, касающиеся процедуры оценки: кто производит оценивание; частота оценивания; порядок проведения оценивания; оформление заключений по результатам оценивания; доведение информации до работника; способы использования данной информации.
В качестве субъекта, производящего оценку персонала, в организации могут выступить:
• непосредственный вышестоящий руководитель;
• служба управления персоналом;
• посторонняя организация — консультативная фирма, школа бизнеса и т. п.;
• специально создаваемые на предприятии службы оцен ки — центр, комитет, комиссия, которые обычно привлека ют перечисленных субъектов.
Наибольший интерес представляет комбинирование названных субъектов оценки, позволяющее уменьшить ошибки, предотвратить сознательные или бессознательные неточности. В такого рода комиссии принято включать вышестоящего руководителя и руководителя, равного по рангу.
Важная особенность зарубежного опыта управления связана с тем, что в проведении оценок персонала, и особенно в разработке методов и процедуры оценок, болыну&э роль играют внешние организации, прежде всего консультативные фирмы. Преимущество консультативных фирм — в сосре-
|