Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Профессиональная аттестация
I
■-1'
доточении современных методов, знаний и большого опыта оценки персонала.
В состав оценочных центров должны входить психологи. Профессиональная подготовка позволяет им различать нюансы поведения, недоступные нетренированному глазу. Специалисты отмечают, что мнение объективного, независимого от комиссии психолога особенно важно при аттестации управляющих высшего звена, когда трудно найти членов комиссии, которые не знали бы кандидата лично. Психолог может выявить новые факторы, позволяющие руководству принять более правильные решения в области кадровой политики, обнаружить потенциальные возможности работника, найти ключ к повышению индивидуальной и коллективной производительности, помочь руководству в оценке информации о профессиональных качествах работников фирмы, найти такое Сочетание объединения отдельных работников в группы, которое позволит оптимально использовать индивидуальные, и т. д.
В ходе аттестации используют несколько технологических приемов оценки персонала:
• изучение письменных источников;
• собеседование;
• изучение кандидата в искусственно созданных ситуациях; / • изучение кандидата в период стажировки и временного исполнения должности и др.
Изучение письменных источников. Вкачестве таковых выступают личные дела работников, отчеты об их работе, полученные от других Лиц; данные анкет, вопросников; документы, составленные кандидатом по собственной инициативе и отражающие его личные качества и особенности,| например заявления, и пр. Многие компании создают хорошие архивы, накапливающие разнообразную информацию персонале. Существуют два основных требования к анализу! письменных источников: обеспечить достаточную полноту! источников и хорошо обработать полученные документы.
Собеседование.Личные беседы рекомендуется проводить после детального изучения всех письменных источников.]!] думывается и составляется подробный план беседы, направленный на оценку как можно большего числа личное: качеств оцениваемого, включая черты характера, ценности, мотивы, манеры, здоровье. Согласовывается и назначав
удобное для сотрудника время проведения собеседования. По окончании собеседования составляется отчет.
Конкретные ситуации.Оценка поведения и действий в искусственно созданной ситуации признается наиболее важным и ценным способом выявления качеств работника. Данный метод работы предполагает групповое участие как в проведении, так и в оценивании. Оценки выставляют тренер-психолог и коллеги по группе. Методику конкретных ситуаций для оценки поведения менеджеров используют, как правило, в ходе краткосрочных курсов или семинаров. Проведение семинара начинается с объяснения поставленных перед слушателями задач, а также подробного разъяснения специалцетом^психологом рациональных элементов поведения и их сочетания в различных деловых ситуациях. В качестве конкретных ситуаций для работы группы чаще всего дается замаскированная информация о делах компании и проблемах, с которыми она столкнется в ближайшие годы. Ежедневно в конце занятий подводят итоги оценивания отдельных элементов поведения каждого участника, составляют и вывешивают графики итогов/Руководитель семинара анализирует оценки, полученные участниками, рассматривает наилучшее сочетание поведения на примере различных ситуаций. Разборы ведутся в форме общих дискуссий с целью сознательной корректировки поведения участников в каждом последующем задании. Выделяют наиболее эффективные сочетания элементов поведения в группе, приводящие к оптимальным результатам работы. Например, поддержка инициативы коллег, творческий подход к вопросам, признание трудностей как условие их преодоления, потребность в информации. Также разбирают сочетания отрицательных элементов поведения, снижающих эффективность менеджера: склонность к разногласиям, критицизм, агрессивность, упрямство и пр. Семинар призван воспитывать склонность к групповой работе, умелый подход к людям, способность привлекать сотрудников к участию в решении задач фирмы с использованием их инициативы.
Групповые дискуссии.Для оценки персонала используются и групповые дискуссии на заданную тему под наблюдением специалистов и психологов. Примером использования такого метода и его разновидностью является «беседа за круглым столом». Число участников — не бо-
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Профессиональная аттестация
лее 4—8 человек» Тема дискуссий устанавливается в зави симости от того, для какой должности подбирается руко водитель, и формулируется письменно на 1—2 страницах В качестве вспомогательных средств, помогающих предста вителям фирмы выбрать кандидата, рекомендуется исполь
зовать:
• составление диаграммы, отображающей связи между участниками в процессе дискуссии, частоту высказываний каждого из участников и их соответствие теме;
• анализ роли участника, оцениваемый, например, по пя тибалльной системе: инициативная, стимулирующая, кри тическая, аналитическая, руководящая, решающая и т. п.;
• Оценку руководящих качеств: активность, самостоя тельность решений, руковбдящая роль в дискуссии, умение себя держать, степень влияния на коллег и пр.;
• вклад в дискуссию каждого из участников: давал или ис* кал информацию, вносил оптимистичные или пессимистич* ные ноты, высказывал самостоятельное мнение, спрашивал, мнение других, держал себя активно, агрессивно, пассивно* допуская ошибки, настаивал на них и пр.
Деловые игры;Это наиболее трудоемкий и важный мето; оценивания, заимствованный из армейской практики, маневры и военные игры издавна используются для оценю командиров» Оценочные центры накапливают различные ва рианты игр, и проверка становится все более разнообразной^ Деловые игры применяют для всесторонней оценки рабо' ника, так как они позволяют создать широкий диапазон и< кусственных ситуаций. Игры классифицируют в зависиз сти от предназначения как общие и функциональные Первые предназначены для оценки высшего руководст] вторые — для работников слуя^б и менеджеров среднего низшего звеньев. Особая ценность игр видится в том, результаты многих лет работы и наблюдений могут бк( получены за две недели игры. Однако чтобы игра исполнз роль метода оценки персонала, необходимо соблюдение ш скольких условий:
• знать, какие люди нужйы фирме;
• иметь стандартизированную систему для оценивай] различных характеристик поведения;
• иметь опыт работы с группами и хорошо владеть тео] ей, чтобы интерпретировать поведение обследуемых;
«понимать специфический смысл игры, чтобы правильно вычленять стимулы, на которые реагирует человек, и при-/ чины его поведения.
Специалисты отмечают определенные недостатки данного метода оценки персонала. Первый связан с самим содержанием игры. Никто не может быть уверен, что игра, по которой в настоящий момент отбираются управляющие, будет достаточно верно отражать мир через пять и более лет. Кроме этого, человек, проявляющий в игре специфические качества хорошего управляющего, может не проявить этих же качеств в реальном мире руководства. Наконец, деловая игра, как правило, очень дорогостоящий метод и, чем она сложнее, чем ближе к реальной действительности, тем дороже ее проведение. Однако наблюдение за тем, как проявляют себя люди в игре, является ценным дополнением другой информации, прогнозирующей их потенциальные возможности. Игры позволяют отличать людей, имеющих отвращение к обычной работе, от тех, кого она привлекает, хорошо выявляет сотрудников, серьезно относящихся к своих задачам, упорно работающих, проявляющих большую или меньшую проницательность в использовании в своих целях критических обстоятельств.
Временное назначение на предполагаемую Должность.Проверяемое лицо в той или иной форме ставят на предполагаемую должность уже не в деловой игре, а на практике. Это может быть работа в качестве стажера или на цериод отпуска основного работника. Кандидату предлагается составить план или программу, отражающую его точку зрения на наиболее эффективные способы организации и выполнения его будущей работы. Программа размножается по числу членов аттестационной комиссии и вручается каждому для изучения и вынесения оценки. Затем программу утверждают и оценивают реальные действия кандидата в течение всего испытательного срока.
Экспертирование.Работников посылают обследовать другое предприятие и просят подготовить доклад о выявленных успехах, недостатках, основных задачах и путях их решения. Доклады позволяют оценить самих работников. Условия задания позволяют работнику смелее проявлять инициативу и творческий подход, нежели когда он отвечает на j вопросы о проблемах своей организации, находясь под дав- f лением позиций и мнений непосредственного руководителя.'
Глава 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
§6. Основы техникибезопасности ипсихология труда
Методы оценки персонала постоянно совершенствуются, отдельные технологические приемы объединяются в комплексные программы аттестации. Все это позволяет получать более качественные сведения о работниках и, соответственно, делать более обоснованные выводы.
Психологические аспекты эффективности оценивания.Наиболее распространенные ошибки оценщиков, снижающие эффективность оценки и свидетельствующие о недостаточной профессиональности:
• при оценивании действий и поступков исключительное значение придается личному опыту;
• ориентация на числовые соотношения плюсов и минусов оцениваемых действий и поступков, игнорирование их веса;
• оценивание на основе частично реконструированной си туации протекания деятельности; оценивание прошлой де ятельности на основе современных стандартов и требований;
• оценивание личностных свойств, вызывающих симпа тию или антипатию, а не результатов деятельности.
Возможные причины смещения акцентов оценки:
• размытость функций специалиста, отсутствие системно го, иерархически сконструированного образа должностной деятельности;
• ситуативной характер оценивания;
• субъективные особенности лиц, производящих оценку: компетентность, ценностные ориентации, установки на дру гого человека, эмоциональные состояния*
Литература
Агеев B.C., Базаров TJD., Скворцов ВЗ. Методика составлений социально-психологической характеристики для аттестации кадров. — М., 1986.
Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. — М., 1994.
Журавлев АЛ. Социально-психологические проблемы аттестации руководителей производственных коллективов / Социальная психология и общественная практика.—М., 1985.
|