Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глом 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


§6*Оамиш техники безопасности и психология труда


 


научно-психологическое обоснование мероприятий по
технике безопасности;

• психические особенности и состояния человека, влияю­
щие на безопасность его работы.

Соответственно этому выделяют и два основных фактора, обусловливающих возникновение опасности в трудовой де­ятельности:

• особенности производственной среды;

• опасности, связанные с человеческим фактором.

Задача администрации любого предприятия состоит в соз­дании наиболее безопасных в пределах существующий тех­ники рабочих условий, которые предохранят человека от травмы или гибели. Аварийная ситуацияэтоосложне­ние условий трудовойдеятельности, которое делает невоз­можным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии.По данным Всемирной организации здраво-* охранения, смертность от трудового травматизма занимает третье место в мире.

Различают три вида опасностей:

• неизвестные;

• известные, но которых можно избежать;

• известные и неизбежные.

В зависимости от типа опасной ситуации работник исполь-| зует различные стратегии поведения. В перврм случае о: пытается расширить свое знание о ситуации и перевести в категорию известной. Во втором — организует свое пов< дение для выхода из данной ситуации. Третья ситуация мая сложная. Для ее решения работник должен определит* для себя степень риска. Ситуация считается относительй; безопасной, если информированный работник рассматр ет сопряженную с ситуацией опасность как приемлемую себя. Нередко человек просто не знает, как избежать о: ности, но, получив соответствующую информацию и жив усилия, может это сделать.



По мере развития технических устройств и прогресс ных технологий разработчики пытаются уменьшить степ» риска в трудовых процессах, однако полностью его ис: чить невозможно. Информация работника о возможной ности не должна вызывать паники. Знание позволяет ч веку принять разумное решение в аварийной ситуац с допустимой долей риска.

•■г-

■ я


Главным виновником аварийных ситуаций, как показы­вает анализ, является сам человек. Из 100американских лет­чиков, попавших в аварию, лишь 8 погибают из-за неисправ­ности самолета, остальйые — из-за собственных ошибок.

Основные причины аварийности и травматизма распре­деляют по следующим группам:

• напряженность труда, нетипичность ситуации, особен­
ности технического обеспечения;

• отрицательное воздействие санитарно-гигиенических
условий;

• социально-психологические условия.
Психологический анализ направлен на изучение причин,

связанных с человеческим фактором. Это совокупность при­чин, которые сами до себе не провоцируют аварийных ситу­аций, но влияют на поведение работника таким образом, что он сам создает аварийные ситуации. Например, плохая орга­низация работы, плохое освещение, противоречивость ин­струкций, введение новых обозначений сигналов, шум от скопления народа в помещении и т.д. могут вызвать ошиб­ки в работе человека и спровоцировать аварийную ситуацию. Современный подход выделил глобальные причины ава­рийных ситуаций, связанных с человеческим фактором.

1. В ходе эволюции некоторые качества человека ухудши­
лись. У него снизилась способность противостоять опаснос­
тям. С развитием техники опасность растет быстрее, чем че­
ловеческое противодействие ей.

2. Рост цены ошибки. Ошибки современного человека об­
ходятся ему гораздо дороже, чем его предку.

3. Адаптация человека к опасности. Человек настоль­
ко привык к технике, что забывает о ее опасности* Йередко
из-за текущих мелких выгод человек пренебрегает техникой
безопасности и повышает вероятность аварийной ситуации.
Стремясь быстрее добраться до места, водитель превышает
скорость, идет на обгон, когда это запрещено. В результате
вероятность аварии возрастает. Отражается на аварийности
возраст и уровень профессионализма работников.

Помимо общих причин, на аварийность влияют и субъек-1 тивные, индивидуальные факторы. Психолог К. Марбе пред­ложил объяснительную теорию, согласно которой ранее по­лученные травмы порождают новые аварийные ситуации. Он считал, что личность проживает «плохие» и «хорошие» пе-


Глом 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


{6. Осиош тюники бюомкиости и лсихмопм трудо


 


           
   
 
   
 
 

|/
\\

риоды. Люди в «плохие» периоды с большей вероятностью попадают в аварийные ситуации, совершают ошибки и по­лучают травмы. По закону К. Марбе, это порождает новые опасные ситуации и т. д. Такие личности предрасположены к ошибкам и травмам. Эта предрасположенность — природ­ная. Специальным обучением ее можно уменьшить, но не устранить. Некоторые личностные свойства способствуют «плохим» периодам. Это агрессивность, нетерпимость, тре­вожность, импульсивность. Существуют исследование, сви­детельствующие о том, что изолированность рабочих мест, максимальная самостоятельность!* решении задач ослабля­ют контроль за работой и снижают безопасность труда. От­рицательно на безопасности труда сказываются семейные ссоры, социальные конфликты, нестабильность рабочих групп.

Отдельно стоят причины, связанные с непригодностью работника по физическим, физиологическим или психичес­ким признакам. Установлена связь между частотой травм и уменьшением скорости и точности движений.

В результате исследований установлено, что при прочих равных условиях у женщин травматические ситуации воз­никают реже, чем у мужчин, хотя нарушений и ошибок они допускают больше* Вместе с тем, женщины работают более надежно и безопасно только в нормальных условиях. В эк­стремальных условиях их надежность уменьшается. Это свя­зано с тем, что женщины по своей природе стремятся преду­гадать, подстраховать опасную ситуацию, избежать ее. В результате такой стратегии женщины реже создают опас­ные ситуации. Мужчины менее дальновидны и более риско­ванны, чем женщины, поэтому вероятность травматических ситуаций у них выше, но в таких ситуациях они более ус­тойчивы и надежны, чем женщины.

Учитывая все сказанное, целесообразно проанализировать понятие «ошибка работника». Ошибка работника — любое конкретное действие человека в процессе трудовой деятель­ности, которое выходит за некоторые допустимые границы и становится неадекватным.Большинство ошибок — это не* преднамеренные действия, но могут быть и умышленные ошиб* ки. В этом случае работник выполняет сознательные действия, которые считает правильными, но на самом деле они ошибоч* Щы. Трудности мотивационного или эмоционального плана


вызывают ошибки непроизвольного характера. Не все ошиб­ки связаны с повреждением системы. Некоторые действия после совершения могут быть исправлены прежде, чем при^ ведут к аварийной ситуации. Вероятность успешного выпол­нения задачи определяется как надежность.

Наиболее распространенные причины ошибок в деятель­ности оператора:

• пропуски функционально-изолированных действий;

• неадекватный учет неявных условий;

• другие виды пропусков;

• неадекватный учет побочных эффектов;

• ошибки альтернативного выбора;

• низкий уровень бдительности;

• ожидания, предположения вместо наблюдения за ситу­
ацией;

• малые вариативность и точность движения рук;

• слабая пространственная ориентировка;

• привычные ассоциации;

• рассеянность.

Любое несоответствие способностей человека и Требова­ний задачи увеличивает возможность ошибки. Для повы­шения надежности работы человека нужно оценить сте­пень несоответствия. В этом плане необходимо учитывать важность ошибки. Важность ошибки — функция частотыее возникновения, возможностей исправления, тяжести вероятных последствии и стоимости мероприятий по уст­ранению неполадок*При организации трудового процесса определяется вероятность потенциальных ошибок и пла­нируются рекомендации по их црофилактике. Системы, устойчивые кошибкам, относятся к категории безопас­ных. Такие системы обладают корректирующими устрой­ствами, блокировкой и дублированием звеньев, четкими правилами безопасности. Разработаны программы форми­рования устойчивости к ошибкам. В их рамках отрабаты­ваются модели поведения, позволяющие человеку управ­лять собой в аварийных ситуациях. Управление реализу­ется на трех уровнях:

• сенсомоторных образов и поведенческих реакций
(навыков);

• общих альтернатив целесообразного поведения;

• использования целесообразного знания.

■■■'' 315






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.