Глом 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА §6*Оамиш техники безопасности и психология труда
• научно-психологическое обоснование мероприятий по технике безопасности;
• психические особенности и состояния человека, влияю щие на безопасность его работы.
Соответственно этому выделяют и два основных фактора, обусловливающих возникновение опасности в трудовой деятельности:
• особенности производственной среды;
• опасности, связанные с человеческим фактором.
Задача администрации любого предприятия состоит в создании наиболее безопасных в пределах существующий техники рабочих условий, которые предохранят человека от травмы или гибели. Аварийная ситуация— этоосложнение условий трудовойдеятельности, которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии.По данным Всемирной организации здраво-* охранения, смертность от трудового травматизма занимает третье место в мире.
Различают три вида опасностей:
• неизвестные;
• известные, но которых можно избежать;
• известные и неизбежные.
В зависимости от типа опасной ситуации работник исполь-| зует различные стратегии поведения. В перврм случае о: пытается расширить свое знание о ситуации и перевести в категорию известной. Во втором — организует свое пов< дение для выхода из данной ситуации. Третья ситуация мая сложная. Для ее решения работник должен определит* для себя степень риска. Ситуация считается относительй; безопасной, если информированный работник рассматр ет сопряженную с ситуацией опасность как приемлемую себя. Нередко человек просто не знает, как избежать о: ности, но, получив соответствующую информацию и жив усилия, может это сделать.
По мере развития технических устройств и прогресс ных технологий разработчики пытаются уменьшить степ» риска в трудовых процессах, однако полностью его ис: чить невозможно. Информация работника о возможной ности не должна вызывать паники. Знание позволяет ч веку принять разумное решение в аварийной ситуац с допустимой долей риска.
•■г-
■ я
Главным виновником аварийных ситуаций, как показывает анализ, является сам человек. Из 100американских летчиков, попавших в аварию, лишь 8 погибают из-за неисправности самолета, остальйые — из-за собственных ошибок.
Основные причины аварийности и травматизма распределяют по следующим группам:
• напряженность труда, нетипичность ситуации, особен ности технического обеспечения;
• отрицательное воздействие санитарно-гигиенических условий;
• социально-психологические условия. Психологический анализ направлен на изучение причин,
связанных с человеческим фактором. Это совокупность причин, которые сами до себе не провоцируют аварийных ситуаций, но влияют на поведение работника таким образом, что он сам создает аварийные ситуации. Например, плохая организация работы, плохое освещение, противоречивость инструкций, введение новых обозначений сигналов, шум от скопления народа в помещении и т.д. могут вызвать ошибки в работе человека и спровоцировать аварийную ситуацию. Современный подход выделил глобальные причины аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором.
1. В ходе эволюции некоторые качества человека ухудши лись. У него снизилась способность противостоять опаснос тям. С развитием техники опасность растет быстрее, чем че ловеческое противодействие ей.
2. Рост цены ошибки. Ошибки современного человека об ходятся ему гораздо дороже, чем его предку.
3. Адаптация человека к опасности. Человек настоль ко привык к технике, что забывает о ее опасности* Йередко из-за текущих мелких выгод человек пренебрегает техникой безопасности и повышает вероятность аварийной ситуации. Стремясь быстрее добраться до места, водитель превышает скорость, идет на обгон, когда это запрещено. В результате вероятность аварии возрастает. Отражается на аварийности возраст и уровень профессионализма работников.
Помимо общих причин, на аварийность влияют и субъек-1 тивные, индивидуальные факторы. Психолог К. Марбе предложил объяснительную теорию, согласно которой ранее полученные травмы порождают новые аварийные ситуации. Он считал, что личность проживает «плохие» и «хорошие» пе-
Глом 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
{6. Осиош тюники бюомкиости и лсихмопм трудо
риоды. Люди в «плохие» периоды с большей вероятностью попадают в аварийные ситуации, совершают ошибки и получают травмы. По закону К. Марбе, это порождает новые опасные ситуации и т. д. Такие личности предрасположены к ошибкам и травмам. Эта предрасположенность — природная. Специальным обучением ее можно уменьшить, но не устранить. Некоторые личностные свойства способствуют «плохим» периодам. Это агрессивность, нетерпимость, тревожность, импульсивность. Существуют исследование, свидетельствующие о том, что изолированность рабочих мест, максимальная самостоятельность!* решении задач ослабляют контроль за работой и снижают безопасность труда. Отрицательно на безопасности труда сказываются семейные ссоры, социальные конфликты, нестабильность рабочих групп.
Отдельно стоят причины, связанные с непригодностью работника по физическим, физиологическим или психическим признакам. Установлена связь между частотой травм и уменьшением скорости и точности движений.
В результате исследований установлено, что при прочих равных условиях у женщин травматические ситуации возникают реже, чем у мужчин, хотя нарушений и ошибок они допускают больше* Вместе с тем, женщины работают более надежно и безопасно только в нормальных условиях. В экстремальных условиях их надежность уменьшается. Это связано с тем, что женщины по своей природе стремятся предугадать, подстраховать опасную ситуацию, избежать ее. В результате такой стратегии женщины реже создают опасные ситуации. Мужчины менее дальновидны и более рискованны, чем женщины, поэтому вероятность травматических ситуаций у них выше, но в таких ситуациях они более устойчивы и надежны, чем женщины.
Учитывая все сказанное, целесообразно проанализировать понятие «ошибка работника». Ошибка работника — любое конкретное действие человека в процессе трудовой деятельности, которое выходит за некоторые допустимые границы и становится неадекватным.Большинство ошибок — это не* преднамеренные действия, но могут быть и умышленные ошиб* ки. В этом случае работник выполняет сознательные действия, которые считает правильными, но на самом деле они ошибоч* Щы. Трудности мотивационного или эмоционального плана
вызывают ошибки непроизвольного характера. Не все ошибки связаны с повреждением системы. Некоторые действия после совершения могут быть исправлены прежде, чем при^ ведут к аварийной ситуации. Вероятность успешного выполнения задачи определяется как надежность.
Наиболее распространенные причины ошибок в деятельности оператора:
• пропуски функционально-изолированных действий;
• неадекватный учет неявных условий;
• другие виды пропусков;
• неадекватный учет побочных эффектов;
• ошибки альтернативного выбора;
• низкий уровень бдительности;
• ожидания, предположения вместо наблюдения за ситу ацией;
• малые вариативность и точность движения рук;
• слабая пространственная ориентировка;
• привычные ассоциации;
• рассеянность.
Любое несоответствие способностей человека и Требований задачи увеличивает возможность ошибки. Для повышения надежности работы человека нужно оценить степень несоответствия. В этом плане необходимо учитывать важность ошибки. Важность ошибки — функция частотыее возникновения, возможностей исправления, тяжести вероятных последствии и стоимости мероприятий по устранению неполадок*При организации трудового процесса определяется вероятность потенциальных ошибок и планируются рекомендации по их црофилактике. Системы, устойчивые кошибкам, относятся к категории безопасных. Такие системы обладают корректирующими устройствами, блокировкой и дублированием звеньев, четкими правилами безопасности. Разработаны программы формирования устойчивости к ошибкам. В их рамках отрабатываются модели поведения, позволяющие человеку управлять собой в аварийных ситуациях. Управление реализуется на трех уровнях:
• сенсомоторных образов и поведенческих реакций (навыков);
• общих альтернатив целесообразного поведения;
• использования целесообразного знания.
■■■'' 315
|