Проблеме рационализации трудовой деятельности
Методом экспертных оценок называется совокупность эмпирических процедур» направленных на оценку объекта по определенной шкале путем его предъявления экспертам и последующей регистрации их оценочных суждений. Метод экспертных оценок подразумевает: 1) наличие объекта, подлежащего оценке (параметры деятельности!); 2) получение оценки путем обращения к высказываниям специально отобранных людей (экспертов); 3) наличие более или менее строгих процедурных правил работы экспертов; 4) наличие определенной шкалы, с помощью которой эксперту предлагается выражать свою оценку объекта.
Для реализации процедуры экспертного оценивания необходимо сформировать группу экспертов. Общим требованием при формировании группы экспертов является эффективное решение проблемы экспертизы. Достоверность группового экспертного оценивания зависит от общего числа экспертов в группе; долевого состава различных специалистов в группе; личностных характеристик экспертов.
Количество экспертов в группе определяется, с одной стороны, затратами на экспертизу, с другой —- приемлемой достоверностью экспертизы. Экспериментальные исследования показали, что достоверность экспертизы на уровне 70% обеспечиваемся уже девятью экспертами. Как показывает практика работы с экспертными оценками, оптимальное число экспертов должно и может быть 7—9 человек.
Наиболее значимой личностной характеристикой эксперта считается его компетентность. Компетентность эксперта — это способность человека эффективно участвовать в экспертной процедуре и служить источником доброкачественной информации об объекте экспертизы. Общая компетентность складывается из трех компонентов: профессиональная компетентность, компетентность в экспликации оценок, а также социально-психологическая компетентность — умение корректировать особенности собственного поведения, препятствующие коллективной работе экспертов, отсутствие
Конформизма.
В рамках метода параллельных профилей эксперты сначала оценивают по 100-балльной шкале степень своей удовлетворенности выбранными ключевыми параметрами деятельности. Использование 100-балльной шкалы обусловлено ее удобством для большинства профессионалов, так как фак-
! 320
щ
тически позволяет оценить «процент» выраженности того или иного параметра; В результате первого этапа оценивания получается соответствующее числу экспертов количество профилей, наглядно отражающих мнение экспертов относительно важнейших характеристик их профессиональной деятельности. Полученные профили можно объединить путем нахождения средней оценки по каждому параметру деятельности/которая будет равна частному суммы оценок всех экспертов и количества экспертов и последующему построению усредненного профиля.
Второй этап данной диагностической процедуры состоит в оценке экспертами оптимальной степени выраженности важнейших параметров, которая соответствовала бы идеальной организации их профессиональной деятельности. При этом установленные 100-балльная шкала оценок, а также количество и состав экспертов остаются инвариантными. В результате оценивания также можно получить усредненный психологический профиль идеальной профессиональной деятельности.
Третий этап реализации метода заключается в сопоставлении средних реального и идеального профилей деятельности. Как правило, идеальный профиль пространственно располагается над реальным. Таким образом, можно проанализировать, по каким параметрам деятельность расхождения между реальным и идеальным профилями особенно значительны. Данные параметры, или точки на психологических профилях, в оценке которых имеется наибольшее расхождение, называ-ются критически ми точтеалш. Они являются объектами дальнейшего анализа факторов профессиональной деятельности, так как заключают наибольшие возможности для ее рационализации и повышения степени удовлетворенности работников организацией в целом. Например, ее л и существенные расхождения между реальной и желаемой ситуацией заключаются в уровне заработной платы, соблюдении санитарно-гигиенических норм труда, нормировании рабочего дня, тЬ изменение именно этих условий в наибольшей степени повлияет на состояние субъектов трудовой деятельности и эффективность выпол-
професс]
|