Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глом 4. ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


 


Литература

Александровский ЮЛ. Пограничные психические расстройства. — М., 1993.

ВасилюкФЖ. Психология переживания. — М., 1984.

Манова-Томова B.C., Пирьов Г Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. — София, 1976.

Харди И. Врач. Сестра. Больной. —t Будапешт., 1981.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите виды психологической реабилитации. *

2. На каких принципах основывается социально-трудовая реабили­
тация?

3. Какие типы психологической дезадаптации формируются при от­
сутствии правильных реабилитационных мероприятий?

Темы рефератов

1. Психологические особенности людей, страдающих хроническими
заболеваниями.

Современные программы психологической реабилитации инвалидов.


Аварийная ситуация— осложнение условий трудовой де­ятельности» которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии.

Автоматизация — переключение ряда координирующих элементов двигательного акта на нижележащие уровни, более адекватные именно для этих коррекций.

Агглютинация — механизм создания образа воображения путем соединения деталей различных объектов, не соедини­мых в реальности.

Активное слушание— средство повышения эффективно­сти коммуникации, состоящее в использований высказыва­ний, облегчающих принятие и самораскрытие партнеров по общению, и в избегании высказываний, затрудняющих этот процесс.

Активность— одна из общих способностей личности, про­являющаяся в высоком энергетическом обеспечении психи­ческой деятельности и обусловливающая ее эффективность.



Акцентирование— механизм, обеспечивающий форми­рование образов воображения путём выделения, подчерки­вания части, детали в предмете или ситуации.

Акцептор действия— нервная модель параметров пред­восхищенного реального результата.

Альтернативы принятия управленческих решений— лю­бые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Анализ продуктов деятельности— метод исследования ма­териальных, документально фиксированных продуктов дея­тельности (продукты промышленного и строительного произ­водства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического тру­да, тексты и т. д.) и функциональных (процессуальных) про­дуктов деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем, вербальная про­дукция работников в виде выступлений, докладов, а также


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


 


поведенческие проявления активности работников). Мржет служить дополнительным методом при проведении непосред­ственного наблюдения.

Аналогия— механизм создания нового образа по сходству с уже имеющимся.

Анамнеза метод— метод сбора данных об истории раз­вития конкретной личности как субъекта трудовой дея­тельности, ее биографии, особенностях профессионально­го развития. Обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивос­ти мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредствен­ному наблюдению, для построения прогноза профессио­нальной карьеры личности.

Антиципация—форма опережающего отражения дей­ствительности, состоящая в способности действовать и при­нимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.

Атрибуция— объяснение субъектом поведения партнера по общению.

Атрибуция каузальная— интерпретация субъектом меж­личностного восприятия причин и мотивов поведения дру­гих людей.

Аттестация — система оценивания или конкретная про­цедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудни­ком работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квали­фикации работника в целях определения степени его эффек­тивности.

Аттракция— процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аффект— максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с рез­кими изменениями важных для человека жизненных обсто­ятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями пси­хической и моторной деятельности.

Афферентный синтез— нейрофизиологическая основа психологической системы деятельности или действия, ко­торая приводит к решению вопроса: какой именно резуль­тат должен быть получен в данный момент.


Аффилнация— стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.

Баланс властей— соотношение, устанавливающееся в процессе управления между властью руководителя и влас* тью подчиненных.

Валентность— стремление человека придать определен­ную привлекательность результатам и последствиям своей деятельности.

Ведущие профессионально важные качества— качества, в наибольшей степени определяющие эффективность про­фессиональной деятельности.

Вербализуемость— возможность отразить ход решения мыслительной задачи в словесной форме.

Внешняя мотивация— совокупность побудительных при­чин деятельности, не связанных непосредственно с ее содер­жанием, лежащих вне ее.

Внимание— произвольная или непроизвольная направ­ленность активной психической деятельности на конкрет­ный объект, ситуацию, сферу жизни.

Внутренняя мотивация— совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (напри­мер, интерес к самому процессу деятельности).

Внутренняя регуляция— действия по отражению условий запоминания и воспроизведения; принятию решения (выбо­ра оперативной единицы запоминания и воспроизведения); антиципации процесса и результата запоминания и воспро­изведения; формированию представления о программе запо­минания и воспроизведения (план); контролю процесса запо­минания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекции процесса запоминания и воспроизве­дения.

Воображение— способность человека к созданию новых образов, не существовавших ранее.

Восприятие— процесс формирования субъективных об­
разов объективно воздействующего на наши оргайы чувств
окружающего мира. ,

Выбор профессии— часть жизненного пути человека, представляющая процесс принятия решений, которые опре­деляют дальнейшую профессиональную судьбу человека.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Словарь терминов


 


Гетерохронность ПВК — особенность системогенеза про­фессиональной деятельности, проявляющаяся в разновре­менности формирования разных профессионально важных качеств.

Группа— два или более лица, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (дру­гих) и испытывает на себе его влияние.

Групповаяполяризация — феномен, наблюдаемый в си­туациях принятия решения группой, когда мнение (пози­ция) группы более радикально, чем индивидуальное мнение (позиция). Смещение мнения группы в сторону ранее суще­ствовавшей индивидуальной тенденции.

Двигательный навык-^координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.

Движение— конкретная форма исполнения операций, характеризуется траекторией, темпом, скоростью и силой.

Деиндивидуализация — феномен группового поведения, возникающий при условии экономности членов группы, следствием чего является утрата личностью самосознания и ее полное слияние с группой.

Действие — 1) основной структурный компонент деятель­ности; представляет собой произвольную, преднамеренную, опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели; 2) относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Деперсонализация — составляющая синдрома психичес­кого выгорания, предполагающая циничное отношение работ­ника к труду и его объектам. В социальной сфере проявляет­ся в бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, приходящим для лечения, консультирования, получения об­разования и других социальных услуг.

Деятельность — форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознатель­но поставленных целей и связанная с созданием обществен­но значимых ценностей и освоением социального опыта.

Динамическая работа— мышечная нагрузка, связанная с развитием переменных мышечных усилий или перемеще­нием тела в пространстве, характеризуется произведением

на расстояние.

реличины перемещаемого


Дистресс— дисфункциональный стресс: фаза и тип стрес­са* характеризующиеся грубыми расстройствами деятельно-1 сти и дезоптимизацией психических состояний.

Заготовки синтезов— когнитивные образования субъек­та практического мышления, задающие направление реше­ния мыслительной задачи.

Идентификация1)когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектами, группой, образцом; 2) отождествление с партнером по общению с целью его лучшего понимания.

Иерархичность— свойство профессионального общения, выражающееся в тенденции устанавливать в ходе профес­сиональной деятельности объектные, манипулятивные от­ношения между людьми.

Индивидуализированность— свойство мышления в прак­тической деятельности, заключающееся во влиянии на про­цесс и результат решения мыслительной задачи индивиду­альных свойств субъекта мышления*

Индивидуальный способ деятельности(ИСпД) — способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных условий деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности— способ деятель­ности, учитывающий индивидуальные качества (особенно­сти) субъекта.

Индивидуальная система деятельности— система дея­тельности, сформированная на основе индивидуальных осо­бенностей личности.

Инициатива— способность человека ставить новые про­блемы и находить им оригинальное решение.

Инструментальность— вероятность того, что выполнение задания именно этим способом и именно в этих условиях приведет к определенным последствиям.

Интеллект— основная общая способность личности, пред­ставляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта.

Интуиция— процесс порождения нового знания, проте­кающий без осознанного контроля за ним со стороны субъек­та, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения.

Информационная основа деятельности (ИОД)— совокуп­ность информационных признаков, характеризующих пред-


словарь терминов_________________________________

метные и субъектные условия деятельности, позволяющие организовать деятельность в соответствии с вектором мо­тив—цель.

Когнитивные психические процессы— один из классов психических процессов, обеспечивающих познание внешней и внутренней среды личности. Включает процессы ощуще­ния, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти и мышления.

Когнитивные стили— индивидуально-своеобразные спо­собы переработки информации о своем окружении.

Когнитивные структуры— индивидуально-своеобразные формы организации личностью своего интеллектуального (ментального) оцыта, лежащие в основе его упорядочивания и регулирующие познавательную активность личности.

Коллективныйсубъект деятельности— реально действу­ющая группа, обязательными характеристиками которой являются: общие цели деятельности; совместные действия, без которых невозможен процесс достижения этих целей; полученный результат — база для оценки действий всей группы*

Коммуникативная компетентность— обобщающее ком­муникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативные процессы— класс процессов, обеспе­чивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодей­ствия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибу­цию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др.

Коммуникативные феномены— психологические явле­ния, сопровождающие коммуникацию. Включают средства воздействия в процессе общения, коммуникативные способ­ности субъекта общения и др.

Коммуникативный цикл— завершающий процесс ком­муникативного обмена, начиная от возникновения намере­ния (интенции) к высказыванию и кончая получением об-. ратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения.

Коммуникация— обмен информацией между людьми или группами людей.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Компенсация— замещение слаборазвитых или отсутству­ющих функций другими психическими свойствами или их комбинацией для маскировки внутреннего дефекта.

Конвенциональность профессионального общения— обусловленность его нормами и правилами, установленны­ми в данном виде деятельности для поддержания ее целост­ности.

Консультирование карьеровое— профессиональное кон­сультирование взрослых людей при смене ими профессии или места работы, предполагающее оказание помощи в нахожде­нии форм полной или частичной реализации прошлого опы­та личности, снижения влияния прошлых профессиональных стереотипов при переходе к новой профессиональной деятель­ности.

Контроль1)процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей; 2) один из регулятивных (интегральных) процессов психики, обеспечивающий непре­рывный мониторинг за психической деятельностью и испол­нительской активностью.

Контроль опасности— стратегия поведения в критичес­ких ситуациях, основанная на стремлении обеспечить лич­ную безопасность посредством объективного преодоления ситуации.

Контроль страха—стратегия поведения в критических ситуациях, при которой теряется контроль за событиями и внимание полностью переключается на стремление обезопа­сить себя.

Конфликт— столкновение противоположно направлен­ных, несовместимых друг с другом тенденций в межличност­ных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с ост­рым отрицательным переживанием.

Конформизм— изменение поведения или убеждений в ре­зультате реального или воображаемого давления группы.

Коррекция— процесс обнаружения отклонений в ожида­емых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов.

Критический инцидент— образец профессионального поведения работника, зависящего только от самого работни­ка, а не от внешних факторов и характеризующего разную степень его профессиональной эффективности.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Словарь терминов


 


Критических инцидентов метод— специфический метод экспертной оценки профессионала, применяемый в психо­логии труда. Суть метода в том, что работники, хорошо зна­ющие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, которые характеризуют высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности (см. Крити­ческий инцидент).

Лимбическая система— комплекс структур конечного, нромежуточного и среднего мозга, составляющих субстрат для проявления общих состояний организма, таких как сон, бодрствование, эмоции, мотивации.

Личностныйсмысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради ко­торых развертывается ее деятельность. Формируется как про­дукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.

Манипуляция— вид психологического воздействия, в ходе которого один из общающихся стремится получить од­носторонний выигрыш за счет использования другого в ка­честве средства достижения своих целей.

Мнемическиеспособности — средства организации инди­видуального опыта, являющиеся свойствами функциональ­ных систем мозга кодировать и декодировать информацию в целях ее запоминания, сохранения и воспроизведения, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявля­ющуюся в успешности и качественном своеобразии выпол­нения деятельности.

Монотонна— функциональное состояние, характеризу­ющееся снижением уровня жизнедеятельности в результа­те воздействия однообразных раздражителей, т. е. снижени­ем внешней стимуляции.

Монотонность работы— объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непро­должительным временным циклом, структурным однообра­зием ипростотой трудовых действий. Работа, где преобла­дает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с длительным пассивным наблюдением, имеет недостаток притока сенсерной информации.

Мотив— побуждения к деятельности, связанные с удов­летворением потребностей субъекта.

Мотивационная система личности— целостная органи­зация всех побудительных сил активности', лежащих в ос-


нове поведения и деятельности человека. Включает ряд ос­новных компонентов: потребности, собственно мотивы, ин­тересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности it др.

Мотивационное обогащение труда — система методов и процедур, направленных на увеличение мотивационного потенциала деятельности исполнителей, насыщение ее мо­тивами различных типов и уровней.

.- Мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетво*-рении всех иных потребностей. Рассматривается как мета-мотивация, регулирующая меру выраженности всех других мотивов.

Моторное поле — элементы рабочего поля, на которое может( быть направлено двигательное воздействие работ­ника.

Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполне­ния, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.

Направленность на реализацию — мотивационное обра­зование субъекта практического мышления, стимулиру­ющее его на поиск решения, которое он может реализовать в данных условиях имеющимися в его распоряжении сред­ствами.

Напряженность труда — функциональное состояние орга­низма при работе с преобладанием нервной нагрузки, харак­теризует ту сторону трудовой деятельности, которая требу­ет мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.

Наращивание— накопление знаний о новых фактах в па­мяти.

Настройка— формирование мнемических приемов для их более быстрого и надежного использования.

Научение.— устойчивое целесообразное изменение пове­дения, которое возникает благодаря предшествующей дея­тельности, при повторении ситуации и под влиянием про­шлого опыта на основе образования связей.

Неформальная структура группы— реально складываю­щая в организации структура межличностных связей, ком-


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


 


муникации и влияния, детерминированная потребностями членов группы в общении, эмоциональной привлекательно­стью, психологической совместимостью и т. д.

Нормативно-одобренный способ деятельности (НОСД) — обобщенный и закрепленный должностными инструкция­ми, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия, регламентированный способ выполнения деятель­ности.

Обвинительный уклон — проявление профессиональных стереотипов в деятельности следователя, представляющее собой неосознаваемую установку на человека, чья вина еще не доказана, как на лицо, определенно совершившее преступ­ление.

Обобщения независимых характеристик метод — разно­видность групповой экспертной оценки. Используется при описаний профессионально важных качеств конкретного профессионала. Суть метода — в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть ру­ководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо зна­ющие данного специалиста.

Обратная связь — 1) реакция на сообщение, которая по­могает отправителю, источнику информации определить, понята ли переданная им информация; 2) средство обеспе­чения сличения реально достигнутого результата с идеаль­но сформулированной целью.

Обучаемость — одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой си­туации; 2) способность к быстрому и качественному усвое­нию знаний, умений и навыков.

Обучение — управление процессом приобретения новых знаний, формирование способностей и в целом когнитив­ных структур, организация познавательной активности ученика.

Общение—вид коммуникации, осуществляющийся в форме непосредственного контакта между людьми.

Общиеспособности— индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высокой эффективности во многих видах деятельности, включают интеллект, обучаемость, креативность, рефлек­сивность, активность, саморегуляцию.


А


Огруппление мышления— симптомокомплекс свойств мышления, возникающий в группе в том случае, когда по­иски устраивающей всех точки зрения становятся на­столько доминирующими, что группа склонна отбрасы­вать реалистические оценки альтернативного способа действия.

Ожидание— субъективная вероятность успеха перспек­тив достижения личностью поставленной цели.

Оперативная единица (восприятия, памяти)— форма организации и структурирования перцептивной информа­ции и мнемического опыта; комплекс информационных признаков о системе управления, характеризующийся це­лостностью и осмысленностью. Воспринимается, сохраня­ется и вспоминается как нечто единое («многое, мылимое как единое»).

Оперативные единицы восприятия— группировка вос­принимаемой информации в блоки и закрепление их в ин­формационной основе как эталонные схемы для данного опе­ратора.

Оперативный образ управляемойсистемы — целостное схематизированное представление об основных параметрах организации во всем комплексе их взаимосвязей и зависи­мостей. Характеризуется свойствами обобщенности, осмыс­ленности, схематизировацности, лаконичности, прагматич­ности, функциональной деформации и адекватности-

индивидуально своеобразные действия организации инфор­мации в целях предстоящей деятельности, формирующие­ся и развивающиеся в онтогенезе как способы обработки за­поминаемого и воспроизводимого материала.

Операция— конкретный способ, которым выполняется действие; неосознаваемый элемент действия.

Оптант— человек, выбирающий профессию.

Отражение чувств— форма высказывания в субъект-субъектном общении, состоящая в сообщении одного парт­нера другому о своем понимании переживаемых им чувств.

Охрана труда— комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение производственного травматизма и контроль за вредными факторами.

Оценивание— операция, свойственная мышлению в практической деятельности и заключающаяся в прибли-


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


 


зительном измерении различных параметров ситуации с це­лью определения возможностей воздействия на нее.

Ошибка работника— любое конкретное действие в про­цессе трудовой деятельности, которое выходит за допусти­мые границы и становится неадекватным.

Ощущение— психический процесс отражения свойств предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Память— многоуровневая, развивающаяся, динамичная, гетерархическая система организации индивидуального опыта в целях предстоящей деятельности.

Параметры цели— количественные и качественные по­казатели цели, которым должен соответствовать результат.

Параметры эффективности деятельности — количествен­ные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности.

Профессиональноважные качества (ПВК)— свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно за­данного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.

Переструктурйрование— первоначальное формирование ассоциативных связей в памяти.

Перефразирование— форма высказывания в субъект-субъектном общении, предполагающая изложение фразы партнера своими словами с целью проверки правильности понимания партнера.

Планирование— 1) процесс разработки стратегии и так­тики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разра­боткой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности.

Податливость объектов практического мышления— свойство элементов ситуации, с которыми им#ет дело про­фессионал, в определенных предметах менять свои парамет­ры в зависимости от практической необходимости.

Познавательная мотивация субъекта практического мыш­ления— мотивационное образование* стимулирующее позна-т*л л* а, с которым взаимодействует профессионал.

юсть— один из основных компонентов мотива-ционной системы личности; состояние индивида, которое


А


т

 


создается испытываемой им нуждой в объектах, необходи­мых для его существования и развития, и выступает источ­ником его активности.

Потребность достижений— предрасположенность к принятию в будущей деятельности максимально высоко­го личного уровня исполнения.

Потребности самоактуализации— потребности развития,
связанные со стремлением человека к творчеству, созида­
нию, самоутверждению. I

Представление— психический процесс оперирования вторичными образами предметов и явлений без наглядной основы.

Преобразовательная мотивация субъекта практическо­
го мышления
— мотивационное образование, стимулиру­
ющее изменение: субъектом объекта, с которым он взаимо­
действует, г

Принцип разумного эгоизма— принцип, разработанный Ф. Тейлором, цо которому каждый труд должен иметь свою цену и соответственно ей оплачиваться.

Принятие— свойство субъект-субъектного общения, со­стоящее во взаимном признании ценности партнера по об­щению и его права на выбор способов поведения в рамках общечеловеческих моральных норм.

Принятие управленческого решения— любой процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности ру­ководителя, либо в различных формах коллегиальных ре­шений:

Проблемная ситуация— момент в профессиональной дея­тельности, прерывающий течение этой деятельности и требу­ющий от субъекта поиска новых способов ее осуществления.

Прогнозирование— 1) одна из управленческих функ­ций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при уп­равлении ей; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме ан­тиципации; 3) метод планирования, вкотором предсказа­ние будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Прогностичность— свойство мышления в практической деятельности, состоящее в предвидении его субъектом бли-


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


 


жайших и отдаленных перспектив развития ситуации, в том числе и под влиянием действий самого субъекта.

Программа— результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразде­лениям и отдельным исполнителям.

Проективные тесты— группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особеннос­тей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безлич­ным материалом, на который субъект проецирует свои уста­новки, желания и личностные качества. В психологии труда используются для диагностики некоторых профессиональ­ных феноменов, а также как вспомогательные методы при профессиональном консультировании.

Производственная операция— наименьшая, относитель­но законченная часть технологического процесса, осуществля­емая с единой производственной целью, на одном рабочем мес­те, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов.

Профессиограмма — документ, представляющий собой описание социально-экономических, производственно-тех­нических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

иография—комплексный метод изучения и опи-

сий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержани­ем, средствами, условиями, организацией) и ее функциональ­ного обеспечения.

Профессионализация— процесс формирования личнос­ти профессионала, начинающийся с момента выбора профес­сии и длящийся в течением всей профессиональной жизни человека.

Профессиональная деформация— всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приоб­ретающее стойкий характер. Деформации могут подвергать­ся мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личност­ных особенностей.

Профессиональная информация— форма профессио­нального просвещения. Представляет собой ознакомление

з|о


молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе ма­териального стимулирования, режиме труда и отдыха, пер­спективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификацион­ного роста.

Професс;______._ .

ной ориентации, представляющая собой систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной дея­тельности.

Профессиональная ориентация— научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к об­щественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе про­фессии в соответствии с интересами, склонностями и способ­ностями личности и с учетом потребностей рынка труда.

Профессиональная пропаганда—это форма профессио­нального просвещения. Предполагает агитацию профессий, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства.

Профессиональное обучение— искусственно созданная социальная система обучения конкретной профессии.

яое просвещение— форма профессионала

ной ориентации, заключающаяся в выработке у учащихся знаний о мире профессий, способах и условиях осуществле­ния профессионального выбора.

Профессиональное развитие— неотъемлемая часть про­фессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формиро­вании отрицательных феноменов (деформаций, специфичес­ких состояний), снижающих профессиональную эффектив­ность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.

Профессиональный стереотип— определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющий­ся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, под­сознательных установках, не загружающих сознания. Отри­цательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления


Словарь терминов


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


 


0 том, что данный уровень знаний и представлений может
обеспечить успешность деятельности.

Профессия-—группа родственных специальностей (см. Специальность).

Психические состояния— понятие, использующееся для условного выделения в психике ее относительно ста^ тического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего динамические моменты пси­хики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре лич­ности.

Психический, или психоэмоциональный, стресс— вов­лечение в реакцию эмоциональной сферы. Существенной его чертой является наличие в стрессовой реакции эмоции или включение в нее мотивации, вызывающей эмоцию. Главное, что обусловливает стресс психического порядка, — эмоцио­нальный настрой личности по отношению к стрессору.

Психическое выгорание— профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Психическое состояние— целостная характеристика пси­хической деятельности, показывающая своеобразие проте­кания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.